нужно ли стране настолько много логистических структур?

Настоящая логистика

Нужно ли стране настолько много логистических структур?

Понимание того, что удобнейшее географическое положение Беларуси можно использовать во благо своему бизнесу, еще не совсем укоренилось в головах руководителей предприятий. Логистику они нередко воспринимают лишь как инструмент, влияющий на расходную часть бизнеса. Для них логистик — лишь ненужный посредник на пути между складом готовой продукции и потребителем. О том, что такие специалисты способны помочь им сократить издержки, они порой даже не задумываются...

 

— У наших управленцев только недавно начало формироваться понимание того, что логистика — это не какая–то отдельная отрасль экономики, а неотделимая часть сферы торговли, транспортных услуг и предпродажной обработки товаров, — открывает нам глаза генеральный директор РУП «Белтаможсервис» Юрий Король. По словам руководителя, многие из директоров предприятий, в особенности тех, которые имеют свои развитые товаропроводящие сети, сегодня часто критикуют специалистов по логистике. Мол, их знания и умения — это не так уж и важно, а тому, как «правильно» перевозить товары из точки А в точку В, они сами научены.


На самом деле главная задача логистика — не только обеспечить доставку груза, но сделать это с минимальными затратами. А снижение затрат означает уменьшение себестоимости и в конечном итоге повышение конкурентоспособности продукции. Специалист договаривается с поставщиками о сроках, решает вопросы с транспортом, контролирует прохождение фур через таможню, подыскивает оптимальное место для хранения товара. Одним словом, налаживает бесперебойную работу всей цепочки: от закупки до поставки непосредственно потребителю. Считается, что грамотно организованная деятельность логистика способна сэкономить предприятию до 15% расходов.


— В мире система выстроена совсем не так, как у нас: там производители занимаются производством, а поставка товаров поручается сторонним компаниям. Пусть у логистика голова болит, каким образом доставить груз. Единственное, что нужно знать заказчику, — это то, что в обозначенное в контракте время товар будет в оговоренном месте, — объясняет руководитель «Белтаможсевиса».


Надо сказать, некоторые страны на услугах перевозки и складирования товаров научились зарабатывать неплохие дивиденды. Германия, например, только за счет логистических услуг формирует примерно 20% своего ВВП, Латвия — 10%, Польша — около 12%. О том, что Беларуси тоже было бы неплохо «монетизировать» свои географические выгоды, у нас всерьез задумались семь лет назад. В 2008 году в стране была утверждена госпрограмма развития системы логистики до 2015 года. Документ не только впервые назвал логистику логистикой и определил основные правила работы специализированных компаний, но и обозначил, где будут находиться главные стратегические точки на транзитной карте нашей страны. В полном соответствии с документом было определено 36 участков, на базе которых планировалось организовать специальные транспортно–логистические центры (ТЛЦ). За предприятием «Белтаможсервис» закрепили право строительства 7 подобных объектов.


— На текущий момент нами уже введены в эксплуатацию центры в Бресте и в Гомеле, построена первая очередь центра «Минск–Белтаможсервис», а также «Минск–Белтаможсервис–2» в районе деревни Щитомиричи в Минской области. В сентябре нынешнего года планируем завершить строительство сервисной зоны приграничного грузового терминала «Козловичи–2». Остальные ТЛЦ достроим уже в 2015 году, — рассказал Юрий Король.


В ноябре прошлого года центр «Минск–Белтаможсервис–2» посетил Глава государства, он ознакомился с его инфраструктурой и особенностями работы. Президенту понравилось, как реализован проект, но несколько сопутствующих поручений он все–таки дал. «Белтаможсервис» сейчас активно сотрудничает с местными властями в регионах с целью создания консолидационных складов товаров. Идет процесс подготовки к открытию сети магазинов беспошлинной торговли, оператором которых станет компания «МаркетЛига» — дочернее предприятие «Белтаможсервиса».


Считается, что новые транспортно–логистические центры, которые появляются на дорожных развязках как неподалеку от столицы, так и в областных городах, — это принципиально новые для Беларуси объекты. И по сервису, и по технологиям. Дело в том, что первыми на рынок логистики у нас выходили не специализированные операторы, а... строительные компании. Главная цель, которую они преследовали, заключалась не в том, чтобы оказывать клиентам полный спектр логистических услуг, а более приземленная: построить центры, привлечь крупных международных игроков для того, чтобы те на условиях аренды работали на предоставленных площадях. Но такие компании, как немецкая Schenker или польская «Хатранс», к нам пока пришли лишь на уровне представительств и только–только начали размышлять о том, не начать ли «столбить» территорию. Тем более что после подписания в Астане в мае нынешнего года Договора о создании Евразийского экономического союза, который предполагает свободное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, перспективы открываются хорошие. Но белорусы тоже не лыком шиты. У нас в стране появились компании, которые сегодня достойно выглядят не только на внутреннем рынке стран Таможенного союза, но и составляют серьезную конкуренцию крупным европейским и российским операторам. Самый главный плюс: наши логистические центры способны оказывать услуги качеством не хуже, а по ценам — чуть ниже среднеевропейских. Даже российские компании, которые развиты получше наших, не без удовольствия заключают с нашими операторами партнерские договоры на оказание услуг на территории Беларуси. Для них это очень выгодно.


Еще один актуальный вопрос: нужно ли стране настолько много логистических структур? Тем более что недавно проведенные социологические исследования показали: многие белорусские предприниматели даже не планируют сотрудничать с логистическими операторами, а намерены решать проблемы собственными силами. Тем не менее специалисты считают, что мощности, созданные в Беларуси, наверняка найдут себе применение.


— Не могу говорить за коллег, но средняя степень загруженности складских комплексов «Белтаможсервиса» на сегодняшний день превышает 70%. Это очень высокий показатель, — приводит доводы Юрий Король. По его словам, белорусский рынок логистики все еще делает первые шаги, но во многом он уже сформировался. — Сегменты между компаниями поделены, обострилась конкуренция. Операторы соперничают друг с другом не только по уровню цен, но и в области высоких технологий. Хороший довод выбрать тот или иной ТЛЦ — уровень подготовленности специалистов, в их умении выполнять те или иные задачи.


Еще 10 лет назад перевозчики, везущие грузы из России в Европу и обратно, откровенно огибали Беларусь по касательной. Причин тому было немало. Среди них и нежелание не совсем честно работающих предпринимателей связываться с жесткой и принципиальной белорусской таможней, и более развитая придорожная инфраструктура стран Балтии. Сейчас ситуация в корне изменилась. В Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) недавно подсчитали: за время, прошедшее с начала существования Таможенного союза, транзит грузов через нашу страну увеличился почти вчетверо. Перевозчикам проходить «лишние» таможенные пункты пропуска, теряя драгоценное время и деньги, уже не хочется. Да и качество оказываемых услуг у нас выросло многократно. Главным козырем многие компании называют цены и качество услуг логистиков, а также прозрачность и единообразие условий работы таможенных органов.


Таможенный союз и Единое экономическое пространство стали хорошим фоном для развития транзита. По оценкам бизнеса, на сегодняшний день именно таможенные органы стран «тройки», если сравнивать их с другими ведомствами, оказались наиболее организованны и сближены в однообразии применения и сближения законодательств и технологий. Взять, к примеру, электронное декларирование. Практика последних нескольких лет показала, что использование такой технологии упрощает и ускоряет процесс таможенного оформления и контроля, делает его прозрачным как для участника ВЭД, так и для таможни. Беларусь на фоне соседей в этом вопросе демонстрирует просто впечатляющие цифры — более 80% экспорта и около 50% импорта. В Казахстане, к примеру, к внедрению технологий электронного декларирования приступили только в 2013 году, причем по безбумажной форме оформляются лишь экспортные товары.


— Любая информационная технология повышает производительность труда, эффективность работы, — уверенно говорит Юрий Король, генеральный директор РУП «Белтаможсервис». Это не голословные утверждения — предприятие, которое он возглавляет, в силу своего статуса было главной экспериментальной площадкой при внедрении всех таможенных нововведений. И электронное информирование, и подачу «цифровых» деклараций, и даже статус уполномоченного экономического оператора в свое время первым делом испытывали на автопарке «Белтаможсервиса». Кстати, качество работы белорусских таможенников отмечают не только эксперты стран ЕврАзЭС, но и влиятельных международных институтов, например Всемирной таможенной организации (ВТО).


Ожидается, что в течение действия госпрограммы развития логистики до 2015 года объем инвестиций в отрасль составит почти 1 млрд. долларов. Но это только начало. Наверняка нынешнюю программу сменит другая, учитывающая требования нового времени.


— Думаю, что к 2020 году рынок логистических услуг у нас будет выглядеть совсем иначе, потому как к тому времени в стране полностью поменяется сама структура торговли. Она будет самая современная — и производители, и торговые сети будут действовать воедино с логкомпаниями. Каждый будет заниматься своим делом: производители — производить, логистики — поставлять, сети — заниматься розничной торговлей. К тому времени в Беларуси будут построены мощнейшие терминалы, на которых будут работать крупнейшие мировые операторы, либо самостоятельно, либо — через крупнейшие наши компании. В стране появится единая высокотехнологичная логистическая система, которая будет полностью интегрирована с аналогичными системами государств Евросоюза и ЕврАзЭС. И наконец–то в стране действительно будет создан институт менеджеров–логистиков — особая каста специалистов с высоким уровнем знаний, владеющих иностранными языками, разбирающихся в международном праве, в транспорте, в торговле, — прогнозирует Юрий Король. Впрочем, специалист, рисуя картину близкого будущего, уверен еще в одном: вскоре логистика начнет приносить реальные деньги в бюджет республики. В конце концов, мы уже постигли азы науки о том, как, рационально распределяя ресурсы, получать от этого наибольшую отдачу.


Справка:


РУП «Белтаможсервис» основано в 1999 году. Предприятие является крупнейшим оператором на рынке логистических услуг страны, принимает участие в выполнении мероприятий, направленных на повышение индекса логистики в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» (Doing Busines). Прежде всего это касается сокращения документооборота, повышения компетенции операторов, автоматизации всех логистических процессов.


benko@sb.by

 

Советская Белоруссия №109 (24492). Четверг, 12 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter