Самый молодой епископ Беларуси — об отношении к атеистам, социальным сетям и коронавирусу

«Настороженно отношусь к присутствию священника в соцсетях»

В 2014 году на заседании Священного Синода РПЦ приняли решение об учреждении в границах Минской области трех новых епархий: Молодечненской, Борисовской и Слуцкой. Последнюю возглавил 33-летний на тот момент архимандрит Антоний (в миру Денис Доронин). Так и стал епископом. 


— Епископ Антоний, как вы пришли к христианству, религиозным ценностям?

— Началось все в детстве. В конце 1980-х в Минске возродили храм Марии Магдалины. Как-то отец решил туда сходить вместе со мной. На входе увидел объявление о наборе детей в первый класс воскресной школы и спросил: «Хочешь?» Согласился. И мне понравилось. Там была приятная аура, много ребят разных возрастов. С нами занимались и священнослужители, и светские преподаватели. Мы постоянно ездили на экскурсии: в Жировичи, Полоцк, Вильнюс. С каждым днем становилось интереснее, а позже привязался к церкви. Больше всего впечатлило богослужение, особенно когда его совершал митрополит Филарет. Для меня это было потрясением, ведь ничего похожего в жизни не видел. В храме царила особая торжественность, казалось, что сюда пришел библейский персонаж вроде Авраама или Иакова. Подобные богослужения в храме Марии Магдалины Филарет проводил раз в год — 4 августа. С тех пор я всегда с особым трепетом ждал этого дня.

— В 10 лет вы начали исполнять послушание алтарника. Уже тогда решили связать дальнейшую жизнь с церковью?

— Видел сверстников, которые помогали в алтаре, и мне сильно захотелось туда попасть. Попросил и в итоге стал пономарить там. Мне нравилось, хотя попутно учился в художественной школе, где занимался керамикой и скульптурой. Родители очень хотели, чтобы я пошел по художественной стезе, но для себя твердо решил поступать в Минскую духовную семинарию. Тогда там был серьезный конкурс: три человека на место. Целый год готовился, ведь нужно было написать изложение по библейской истории, знать наизусть ряд молитв и церковные песни. Родители думали, что я не поступлю и потом пойду получать светское образование, однако вступительные экзамены сдал хорошо. Они приняли мой выбор. Дальше была Минская духовная академия, после второго курса которой я попал в Высший институт православного богословия при Православном центре Вселенского патриархата в Швейцарии. Затем на протяжении трех лет исполнял послушание иподиакона митрополита Филарета. Потом рукоположен в иеромонаха, получил сан архимандрита. Так все и пошло.

— Попутно с этим была заочная учеба на факультете переподготовки БГПУ по специальности «практическая психология». Зачем?

— Во-первых, родители хотели, чтобы я получил светское образование, и у меня на подсознательном уровне сохранялось желание исполнить их волю. Тем более представилась такая возможность. Во-вторых, люди зачастую обращаются не с духовными проблемами, а с житейскими. И, конечно, когда священник молод и у него мало собственного жизненного опыта или, как я, вовсе не семейный человек, то определенные знания можно черпать из психологии. Это очень мне помогает в церковной деятельности.

— В 33 года, столь молодом возрасте, вас выбрали епископом…

— Все случилось так. Меня вызвал к себе митрополит Павел и сообщил, что мою кандидатуру предложат на синоде в качестве епископа Слуцкого и Солигорского. Немного растерялся и прямо говорю ему: «Владыка, мне ведь только 33 года». А митрополит Павел в ответ: «Иисус Христос проповедовал с 30 лет, так что молодость не помеха». Конечно, возникало много вопросов: как себя вести, как правильно выстраивать церковную жизнь? Несмотря на смущение, согласился. У нас ведь все по послушанию, и мы живем по принципу: ни на что не напрашивайся и ни от чего не отказывайся. В итоге меня избрали епископом, так поехал в Слуцк.

Сначала непросто было осознавать себя самым молодым епископом в Беларуси. Ты приходишь в епархию, где есть священнослужители старой формации, которым годишься в сыновья, а иным и во внуки. Однако в Церкви все знают, что епископу нужно оказывать доверие и послушание. Приехав в Слуцк, никогда от священников не чувствовал непонимания или какого-то пренебрежения ко мне из-за возраста. Все относились с уважением и помогали мне советами.

— С чего начали работу, учитывая, что Слуцкая и Солигорская епархия была создана лишь в октябре 2014 года?

— Пришел не на голое место: здесь всегда служили священники, плюс трудились митрополиты Филарет и Павел. Мне же оставалось только активизировать то, что уже делалось. В качестве места постоянного служения определил Михайловский кафедральный собор в Слуцке, так как у него впечатляющая история. Вторым городом по титулованию стал Солигорск, потому что это самый большой населенный пункт епархии, где живет 106 тысяч человек. Слуцк и Солигорск одинаково важны, поэтому одно воскресенье я служу в Слуцке, а другое в Солигорске. После организации богослужений начал устраивать остальную церковную жизнь. Стали создавать различные отделы: по работе с молодежью, социальному служению и благотворительности, духовному образованию и катехизации.

— Судя по новостям, священнослужители епархии довольно часто посещают школы и другие учебные заведения. Это попытка привлечь молодых людей в церковь?

— Просветительская работа с детьми и подростками естественна для Церкви, так как образование зародилось именно в ней. У нас есть различные кружки: по английскому языку, фотоискусству, истории, краеведению. Причем все бесплатно. Мы не ставим во главу угла заинтересовать людей религией. Человек должен прийти к вере самостоятельно. Нам важнее донести до подрастающего поколения, что значительная часть храмов — памятники архитектуры и достояние белорусской культуры, которые создавались их прародителями для особой цели — общения человека с Богом. В итоге здесь у молодежи рождается множество вопросов, равнодушных людей нет.

— Сегодня некоторые представители молодежи относят себя к атеистам или агностикам и достаточно критичны к религии. Что вы о них думаете?

— Честно, ни разу не встречал молодого человека, агрессивно настроенного по отношению к Церкви. Кто-то может сказать, что это не в тренде, но мы и не гонимся за модой. Догматам Церкви больше двух тысяч лет, и они всегда должны оставаться константой и ориентиром для людей. Возвращаясь к молодежи, хочу сказать, что когда они поодиночке, то никто не пройдет мимо храма, чтобы не перекреститься. Будь у него там ирокез на голове или серьга в ухе, он по сторонам посмотрит, убедится, что никто не видит, три раза перекрестится, поклонится и пойдет дальше. А вот в компании все ведут себя иначе, но какую-то злобу, если она есть, открыто не выражают.

— Повлияла ли как-то на отношение молодежи к Церкви деятельность иерея Павла Сергеева из Лядно, который рассказывал о богослужениях в Instagram?

— Настороженно отношусь к присутствию священников в социальных сетях. В них всегда есть большое искушение зациклиться на лайках и просмотрах. Главное место действия священника — храм. Если все делать правильно, по канонам, будет интересно и молодежи, и детям. Насколько мне известно, люди обращались к отцу Павлу за советами, однако он не мог в полной мере отдавать всего себя медийному пространству, потому что был настоятелем прихода, у которого много дел: службы, литургии, крестины, погребения и так далее. Конечно, Церкви важно присутствовать в интернете, но не нужно на этом зацикливаться. В сети человек теряет возможность общения лицом к лицу, а это многое значит. 

КРАТКО

— Обязательно ли платить за крещение, венчание, отпевание и освящение машины или квартиры?

— В церкви не существует понятия «цена». Есть рекомендуемое пожертвование. Раньше люди несли свечи, какие-либо продукты для священника. Когда пошла урбанизация, появились денежные отношения в качестве благодарности, но никакой фиксированной платы нет. Если священник отказал в совершении таинства в связи с тем, что вы не смогли ничего пожертвовать, он будет лишен сана. Это грубейшее нарушение церковной дисциплины.

— Может ли священник передать кому-нибудь информацию, полученную во время исповеди? Например, если человек признается в совершенном преступлении.

— Ни при каких условиях. За это предполагается лишение сана. Исповедь только между священником и человеком. При покаянии исповедующий никогда не осуждается, наоборот, ему сострадают.

— Как Церковь относится к чайлдфри (девушки, которые целенаправленно не хотят иметь детей)? Считается ли это грехом?

— Церковь не может осудить человека, она может осудить поступок. Мы говорим так: семья создается, чтобы люди, любя друг друга, дарили этому миру детей. Это одна из заповедей о продолжении человеческого рода. Каждый ребенок в семье считается благословением Божьим.

— Что можно есть в пост?

— Однозначно в пост нельзя «есть» друг друга. Пост заключается прежде всего не в ограничении себя в пище, а в отказе от пристрастий — курения, сладкого или чего-то еще.

banny@sb.by

Фото из архива Слуцкой и Солигорской епархии.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter