Как не прогадать с выбором подарка

Настигло одарение

С подарками обычно так: в случае промаха — жуткая неловкость, но если удалось угодить, яркие эмоции обеспечены как получателю подарка, так и дарителю. Для второго сценария зачастую приходится либо сильно постараться, либо сильно потратиться. Как найти компромисс? Корреспондент “НГ” попыталась выбрать подарки близким, следуя различным методикам и советам психологов.

gasubasu.com

Спроси и слушай

Самый распространенный совет в отношении выбора подарков до смешного прост: спросите, что нужно одариваемому. Правда, на деле тактика работает не всегда: зачастую диапазон ответов варьируется от “я не знаю” до “мне ничего не надо”.

И все же решаюсь предпринять попытку. Звоню маме, задаю пару стандартных вопросов и — в атаку. В ответ — ничего неожиданного:

— Что подарить на Новый год? Даже не знаю.

— Может, тебе что-то нужно?

— Вроде нет. Нужны были перчатки, но я уже твоей сестре их заказала.

— А что бы ты хотела? Ненужное, но просто хочется?

— Да ничего мне не хочется.

“Прогнав” этот цикл раза четыре, получаю ответ: подари крем для тела или гель для душа. Иными словами: купи, что хочешь, только отвяжись. Конечно, здесь можно было бы поставить точку и объявить эксперимент завершенным. Но, честно, много ли вы знаете людей, у кого такой набор вызовет искреннюю радость и ощущение чуда? Это точно не про мою маму. 

Впрочем, коллега, слышавшая разговор, сделала мне справедливое замечание:

— Ну разве так о подарках спрашивают? Это же не допрос. Нужно подготовить собеседника, создать расслабленную атмосферу. А уже потом спрашивать.

Решаю повторить эксперимент с учетом полученного совета. Только уже на подруге. Захожу не то чтобы издалека: начинаем обсуждать предпраздничные хлопоты. Слово за слово — переходим к теме подарков, из любопытства вместе гуглим, какие варианты предлагают в интернете. Например, девушкам советуют дарить парфюм или поход в СПА, парням — часы, ремень. Подруга комментирует:

— Если честно, я не считаю Новый год праздником, на который уместны такие дорогие подарки.

Пользуясь случаем, как бы невзначай интересуюсь, что она сама хотела бы получить. Собеседница призадумалась, но ответ я все же получила:

— Давно смотрю на одну книгу кулинарную про чизкейки. И все никак не решусь заказать. Вот если бы мне ее подарили, было бы здорово.

Технологии в помощь

В интернете хорошими подсказчиками по выбору подарка могут стать соцсети. Мои родители в них не сидят, а вот друзья и сестра — да. Исследую их странички: чем интересуются, что постят. Выяснилось, к примеру, что друг любит проходить квесты. Для новогоднего подарка дороговато, а вот на день рождения подарить поход на подобное мероприятие можно. Под условную елку положу настольную игру: есть компания для квестов — найдется и для настолок. 

В процессе поисков задумываюсь: неужто в наш технологичный век никто не попытался упростить процесс выбора подарка? Наверняка же есть волшебное приложение, которое в этом поможет. Я не ошиблась: поиск выдает десятки вариантов. 

Впрочем, рано радоваться. Просматриваю описания: по сути, мне предлагают этакий справочник с идеями. Скачиваю одно из таких приложений. Здесь собраны приметы и правила, обычаи и суеверия, советы про стоимость подарка, идеи, кому и что подарить. Но по факту — сплошная банальщина. 

Следующий вариант уже поинтереснее. Здесь есть идеи подарков на Новый год для девушек, парней, коллег, родителей. Имеется и разбивка по стоимости. Идеи встречаются неплохие: допустим, в разделе недорогих подарков — маркерная доска на холодильник. Я такому презенту обрадовалась бы.

Третье приложение совершенно не оправдало надежд, зато повеселило: это рулетка подарков. Жмешь на анимированный снежный шар, и тебе выпадает вариант. Мне попадались дорожный нессесер, комнатное растение, фондюшница, компьютерная мышка, картина, настенные часы. Если честно, на мой взгляд, варианты просто ужасные. Но само приложение здорово успокаивает, особенно после безрезультативных поисков.

Подарок по методу стартапа

Перехожу к радикальным мерам. Любому жителю Силиконовой долины известен метод дизайн-мышления. Его используют для создания инновационных продуктов. Процесс можно разделить на три этапа: исследование, придумывание и тестирование прототипа. Оказывается, все это вполне применимо и для выбора подарка. 

Шаг первый — провести исследование. Это несложно, если вы живете вместе с одариваемым. Я выбрала в качестве “жертвы” папу: найти ему подарок — та еще головная боль. 

Для начала следует изучить личные вещи. Конечно, не нужно в них копаться. Пока папы нет дома, деликатно изучаю тюбики в ванной. Может, чего-то не хватает? Как назло, шампуней, гелей для душа и прочего добра хватит до 23 февраля так точно. Сумки, ремни, галстуки обновлены в ноябре — был день рождения. Хобби? Здесь все непросто: папе нравится покупать строительные инструменты и спецодежду для дачных работ. Я в этом полный ноль, да и, похоже, ему больше нравится именно процесс выбора и покупки. Хотя, чем не идея, — подарочный сертификат от магазина с подобными товарами? Делаю пометку в блокнот.

После получаса поисков смотрю на список из одного пункта и огорчаюсь: неужели всё? В этот момент взгляд падает на коврик в прихожей. Тапки! Их у папы несколько пар под разные цели и самые “популярные” неплохо бы обновить. Вношу в список.

Следующий этап — понаблюдать за самим объектом. Вспоминаю пример из статьи о дизайн-мышлении: по легенде, дедушка (исследователь) внезапно заметил, что бабушка (объект) перед тем, как открыть дверь, накидывает кофту на домашний халат. Дедулю озарило: она стесняется! Так пришла идея подарить халат.

В поисках подобных инсайтов обращаю внимание на каждую мелочь. Выстраданный совет: делайте это незаметно. Папа, увидев мой интерес к собственной персоне, насторожился:

— Что ты высматриваешь?

Пришлось выкручиваться. Но в конечном итоге цель достигнута: обращаю внимание, что после работы он любит смотреть телевизор, попивая чай. За добавкой удается подойти только на рекламе и нужно ждать, пока в чайнике закипит вода. Вспоминаю, что коллега рассказывала про чайник с подогревом — это было бы удобно для таких посиделок. 

Список выглядит уже более ободряюще. Советуюсь с сестрой — выбор останавливается на тапках. После того, как я несколько лет подряд дарила папе носки, это похоже на прогресс.

В поисках вдохновения

Признаюсь, обычно поиск подарков у меня проходит так: когда до даты Х остается всего ничего, я несусь в торговый центр и, ведомая толпой таких же прокрастинаторов, оглядываю полки, надеясь чем-то вдохновиться. Приятно становится лишь в конце, когда я, с полными пакетами и чувством выполненного долга, возвращаюсь домой. В этот раз решаю пройтись по магазинам заранее. В первую очередь заглядываю в лавки, где продают подарки. Флешки, чехлы для смартфонов, шкатулки, альбомы, всякие безделушки и приколы — ничего из этого в душу не запало. Зато, проходя мимо магазина белья и домашней одежды, замечаю симпатичную пижаму. Вот и подарок для сестры! Во-первых, практично, а, во-вторых, есть элемент сюрприза — расцветку я выбрала веселую.

Прихожу к выводу: на самом деле, нет единого рецепта для выбора идеального подарка. Да и может ли он быть в принципе? Подарок — это ведь не просто вещь, но и чувства, которые мы хотим передать одариваемому. Сколько ни анализируй, сколько ни исследуй и ни спрашивай, эмоции не угадаешь — они идут не от разума, а от сердца.

УРОК ЭТИКЕТА

Евгения Сахарова, консультант по этикету и протоколу, директор “Агентства хороших манер”

— Нет ничего плохого в том, чтобы спросить у друга, что бы он хотел получить в качестве подарка. 

А вот дарить деньги — не лучший вариант, поскольку человек может посчитать, что вы не захотели тратить на него время. Что касается суммы подарка, ее следует определять из того, что позволяет кошелек. 

В социальных сетях сегодня также популярны списки подарков. Например, вы знаете, что хотите получить в подарок от друзей, поэтому публикуете список того, что вам необходимо (конечно, здесь важно оставаться в рамках определенного бюджета). Ваши друзья, знакомые распределяют между собой, кто и что подарит. Однако, если все в комментариях ниже выпишут, кто и какой подарок “берет на себя”, то здесь не останется места элементу неожиданности и соответственно более яркой эмоции. 

Универсальные подарки — хороший алкоголь (этот вариант подойдет ценителям, равно как и сигары — курящему), а также всегда актуальные сладости, цветы, канцелярские принадлежности, элементы декора. Некоторые вещи, в частности, то, что близко к телу, — от белья до косметики и парфюмерии — можно дарить только близким и при условии, что вы наверняка знаете, какие марки или ароматы предпочитает и ценит одариваемый.

Шутливые или “с приколом” подарки — эта идея всегда имеет под собой опасность обидеть человека. Уважение и такт во всем — главные советчики в большинстве жизненных ситуаций, в том числе и в выборе и преподнесении подарков. 

КАКИХ ОШИБОК СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ ПОДАРКА?

Ученый Джеф Галак (Jeff Galak) из Университета Карнеги — Меллон провел исследование, результаты которого были опубликованы в работе “Почему определенные подарки отлично дарить, но не получать”. Автор пришел к выводу, что дарящие обычно концентрируются на самом моменте дарения, в то время как одариваемому важно практическое применение подарка. Исследователь рекомендует придерживаться следующих правил.

• Некоторым не нравится придерживаться списка подарков, если такой имеется у одариваемого: хочется удивить. Однако, если в первые секунды человек и порадуется сюрпризу, зачастую куда более приятно ему будет все же получить вещь, которую он действительно хотел. 

• Дорогой подарок — не всегда лучший. Ценность презентов люди оценивают не по их цене: недешевая вещь может оказаться бесполезной. 

• Зачастую подарком люди хотят показать, как хорошо они знают человека. Но не всегда это бывает удачным: к примеру, если вы знаете, что человеку нравится рыбалка, но сами в этом не разбираете, есть шанс сильно промахнуться.

Подарок — это ведь не просто вещь, но и чувства, которые мы хотим передать одариваемому. Сколько ни анализируй, сколько ни исследуй и ни спрашивай, эмоции не угадаешь — они идут не от разума, а от сердца

Вырастить волшебника

Все же Новый год — особенный праздник. И если для некоторых взрослых с годами он перестает быть порой чудес, то для детей он — время волшебства. Правильно ли это? И как научить детей принимать подарки? Об этом — в беседе с частным детским психологом, арт-терапевтом Людмилой Коровай

— Стоит ли поддерживать веру малышей в Деда Мороза?

— Думаю, следует оставить ребенку веру в чудеса. Ведь даже взрослые, когда сталкиваются со сложной жизненной ситуацией, обращаются, пусть даже неосознанно, к этой вере. Более того, когда веришь в волшебство, начинаешь верить и в то, что сам способен его творить. При грамотном подходе родителей ребенок со временем сам превращается в Деда Мороза — учится дарить подарки, делать комплименты, быть внимательнее к окружающим.

— А что касается писем Деду Морозу — стоит ли их писать? Если взрослые порой не знают, чего хотят, то дети часто, наоборот, пишут длинные списки.

— Для начала о взрослых. Бывает, человек вырос, но не научился радоваться жизни, находить удовольствие каждый день в мелочах, в окружающей обстановке. С детства хорошо понимал, слышал и чувствовал, чего от него хотят другие и следовал этим желаниям. Но сам себя он не знает, и самореализация во взрослом возрасте происходит не так, как хотелось бы. Отсюда итог — непонимание собственных желаний. Все начинается с самопознания.

Поэтому детям стоит давать возможность писать письма Деду Морозу: ребенок начинает погружаться в себя и абстрагироваться от того, чего от него хотят родители. Он развивает понимание себя в этом мире и начинает себя реализовывать — пускай пока через желание, запрос, описание подарка. 

Самое главное, чтобы родители не ограничивали порыв. Хорошо, если ребенок пишет большой список. Но здесь важна родительская мудрость: они должны очень бережно и аккуратно донести до ребенка, что Дед Мороз принесет только один подарок, хотя в письме может быть 10—15. Ведь в чем суть праздника? В неожиданности. Нужно объяснить, что волшебник сам выберет — это и будет сюрприз.

— Если ребенок в письме указал слишком дорогой подарок, который семья не может себе позволить, как с этим быть?

— Это уже к вопросу о том, как ребенок будет писать письмо. Обычно это предлагается сделать детям помладше. И здесь все будет зависеть от того, насколько родители сумели выстроить доверительные отношения с ребенком, стать для него авторитетом, насколько малыш научился прислушиваться к родителям. Письма Деду Морозу, даже если ребенок уже школьник, желательно составлять вместе с ним и заранее, чтобы у ребенка была возможность подумать, помечтать и пережить состояние — “Я хочу. Мне нужно. Мне нравится”. 

Можно давать ему подсказки, но не прямые и навязчивые, а задавать вопросы: “Если ты хочешь сделать это, возможно, тебе понадобится то и то?”. Например, если хочешь сделать картину, подумай, какой бы ты хотел, чтобы она была. Это я сейчас о подарке творческом. Это не машинка на пульте управления, а подарок, который ребенок еще долго будет доводить до конца своими руками. Наибольшую ценность имеют как раз такие подарки. А если родители из года в год приносят готовые игрушки, то потом не стоит удивляться, почему ребенок не стремится делать что-то сам, достигать своих целей.

По поводу дорогого подарка — это опять же творческий подход. Если в списке только дорогие подарки и не получилось переориентировать ребенка, пускай родители объединяются, подключают бабушек-дедушек и скидываются на покупку. При этом выбирать, что из списка купить, желательно, ориентируясь не на стоимость подарка, а на его ценность и значимость для ребенка. Еще один важный момент — желательно, чтобы ребенок смог использовать подарок, играя с другими — родителями, сверстниками.

Но ни в коем случае нельзя говорить, что для Деда Мороза это дорого и он не может себе такого позволить. Ведь тогда атмосфера волшебства, а вместе с этим и праздника исчезнет.

— Что делать, если ребенок получил игрушку, которую очень хотел, но в итоге поиграл пять минут и отложил ее в сторону? Почему так происходит?

— Причин может быть много. Например, подарок оказался не так интересен, как ребенок предполагал. Особенно, если в списке он был только один. Здесь важно понимать, почему он там оказался. Если родители не обсуждали этого вопроса, они не будут знать и мотивов. Если мотив был внешним — это модно, у Пети такой же и так далее — интерес в результате быстро исчезает. 

Еще одна причина — переизбыток игрушек у ребенка и привычка сразу получать желаемое. Сказал “хочу” — получил. Тогда получается, что ребенок не проходит путь к своей мечте. И ценность теряется — получение подарков становится рядовым, обычным, предсказуемым явлением. 

Интерес к подарку может быстро угаснуть и в том случае, если ребенку подарили не то, что он просил. Ведь это оказалось не то, о чем он мечтал, воплощение в подарке не его желания. Или когда ребенок плохо знает и понимает себя, свои потребности и интересы. Когда окружающие не стимулируют личностное развитие, развитие природных задатков, предрасположенностей, интересов и способностей. В такой ситуации родители должны помогать личностному развитию ребенка. 

— Дети искренние: если подарок не нравится, они это демонстрируют. Это правильно? Как научить ребенка принимать подарки?

— За один раз научить этому невозможно. Но с чего все начинается? С незаметного ни для ребенка, ни для родителя наблюдения. Малыш чувствует, как этот процесс происходит у родителей. Например, папа дарит подарок маме, а она не очень довольна этим подарком. И вроде бы скажет “спасибо” и даже улыбнется, но ребенок считывает ее состояние — сожаление, недовольство. И, считав это, дети учатся реагировать на подарки точно так же. Но если мама умеет надевать маску, то ребенок этому еще не научился. Поэтому он искренне будет выражать несогласие. При этом явного примера такого несогласия дома он мог и не видеть. 

Так что родителям нужно в первую очередь задуматься о том, как они принимают подарки. Учат ли они ребенка ценить то, что стоит за этим подарком? Ценно ведь проявленное внимание, уделенное время. Возможно, на данный момент ребенок умеет ценить только материальное и не осознает, что стоит за дарением подарков. Их мы вручаем по разным поводам. И если ребенок видит, что родители тратят на это 5 минут, формируется одна ценность. А если, к примеру, выбирая подарок бабушке, родитель подключит ребенка, спросит, как думаешь, что порадует бабушку, какой у нее любимый цвет и так далее, — это формирует уже другую ценность. 

Подарок — трансляция наших отношений к человеку. Если ребенок не делает ничего своими руками, не прилагает усилий, не тратит свое время, не напрягается, чтобы понять желания и предпочтения другого человека, не подключается эмоционально, то соответственно ничего этого он не сумеет оценить, получая очередной подарок.

gavrusheva@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter