Владимир Товстик похож на героев своих картин?

Наставник

Смотрю на эту фотографию Владимира Товстика и улыбаюсь, вспоминая те романтичные времена, когда этот снимок сделан. Минск, набережная Свислочи, много воды и света. Художник стоит, картинно опираясь на шершавый парапет, и задумчиво смотрит вдаль. Понятно, что позирует фотографу.

Здесь все из того времени, из того самого, когда поколение тридцатилетних и чуть старше входило в искусство, веря, что картинами, песнями, стихами можно изменить жизнь. Они работали упорно, самозабвенно, от рассвета до заката, а иногда и ночами. Спешили сказать то, о чем до них говорить боялись. Они верили в Беларусь, верили в то, что и у нас были настоящие герои, великие воины, выдающиеся поэты и писатели, дворцы и замки, рыцари и прекрасные дамы, что наша земля самая–самая. А еще они все верили в свой талант и в то, что их самые лучшие картины, самые настоящие пока еще не написаны, что они впереди.

Владимир Товстик на этом снимке Евгения Коктыша очень похож на героев своих картин. Похож не только прической, модными шляхетскими усами, расстегнутым воротником рубашки, но и всем своим обликом, а главное — романтическим настроем. Такие же персонажи и на его полотнах, написанных в восьмидесятые годы.

Как–то мы сидели в его большой мастерской, вспоминали, и он вдруг произнес: «... неужели я такой старый? Представляешь, мы жили в коммуналке, в доме, построенном немцами, напротив парка Челюскинцев. Это тогда был конец города. Воскресенье, солнечный день, а по радио говорят, что Сталин умер. Елки зеленые, мне четыре года, а я уже что–то соображаю...»

Кроме своей темы в искусстве, Владимир Товстик рано определился и с другим не менее важным делом — он стал преподавать. Не о каждом из своих педагогов студенты говорят хорошо, а вот о Владимире Антоновиче говорят с пиететом, подчеркивая, что именно он — их учитель! Подобное дорогого стоит.

Сегодня он — народный художник, лауреат премий, профессор, заведующий кафедрой рисунка в нашей академии. Прическа уже не та, фасон усов изменился, да и воротник рубашки картинно не растегивает... Но это все внешнее, а вот внутренне, мне кажется, он все тот же, из того золотого времени. И все так же продолжает верить, что самая лучшая картина еще не написана, та самая–самая — настоящая.

ladzimir@tut.by

Фото Евгения Коктыша

Советская Белоруссия № 110 (24992). Суббота, 11 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter