Наследство короля верхнего до

Концерт в память Паваротти

Прошел год со дня смерти великого итальянского певца Лучано Паваротти. Концерт–приношение его памяти в белорусской опере — масштабный проект, в котором примут участие приглашенные солисты из–за рубежа.


В итоге договоренностей с посольством Италии в Минск приедут два солиста, ныне весьма известных в Европе, — Доменико Менини и Омбретта Макки. Театр также пригласил друзей из России — Ирину Гордей из петербургского Мариинского и Алексея Валентия из московского Большого театра. Право спеть на этом концерте от нашей республики дано самым ярким артистам белорусской оперы — Анастасии Москвиной, Оксане Волковой, Эдуарду Мартынюку, Станиславу Трифонову и Сергею Франковскому. Дирижировать концертом будет маэстро Дж.А.Герес из Германии, широко известный своими постановками современных опер «Воццек», «Мертвый город», «Электра». С нашим театром он познакомился четыре года назад на фестивале в Испании, теперь к обоюдному удовлетворению творческая дружба продолжится в Минске.


Этот грандиозный проект «Жизнь — музыка!» 6 ноября примет Большой зал Дворца Республики. Здесь проводятся все мероприятия подобного уровня, такие, например, как недавний гала–концерт солистов Белорусского и Мариинского театров, на котором Ирина Гордей произвела настоящий фурор. Кстати, она, уроженка Солигорска, стала первой белоруской, которая пела главные партии в миланской «Ла Скала», венской Staatsoper, лондонском «Ковент–Гарден», нью–йоркской «Метрополитен–Опера», вашингтонском «Кеннеди–центре». Воистину по стопам Лучано...


Концерт в честь Паваротти — в определенной мере сублимация ностальгии по одному из самых прекрасных мифов ушедшего века. Увы, оперному Олимпу очень не хватает чуда, подобного Паваротти. Кто бы мог подумать, что очаровательный крепыш, диссонирующий образу героя–любовника, станет целой эпохой в истории музыки, с уходом которого прервется культура «радостного пения». При одном воспоминании о Паваротти губы расползаются в улыбке и душу наполняет голос, излучающий радость. В век, когда опера становится все более стрессовой, истеричной и самопожирающей индустрией, когда из нее исчезают открытость и непосредственность, а на вершину взбираются лишь самые агрессивные особи, Паваротти с его итальянским ребячеством и легкостью пения становится идиллическим символом прекрасного и безвозвратного «далёка».


Золотой тенор таил в себе необыкновенный феномен харизматичности. Собственно, наше время постоянно требует новых лиц, которые будоражили бы общественное мнение, давали пищу для прессы и пересудов. В академическом искусстве такой когда–то была Мария Каллас, львиная доля энергии которой уходила на поддержание скандального имиджа. Таким в какой–то степени был и Паваротти. Талантливой экстравагантности Каллас и Паваротти — Primo donna и Prima uomo мировой оперы ХХ века — принадлежит рождение мифа о поющей звезде, не уступающей в популярности звездам Голливуда.


Пусть Паваротти был консервативнее Каллас в отношении морали, зато прогрессивнее в творчестве. Ему принадлежит пальма первенства в разного рода экспериментах. Он дружил и охотно выступал с рок–исполнителями, записал хиты «Нью–Йорк, Нью–Йорк» с Лайзой Минелли и «Живи как лошадь» с Элтоном Джоном. Особый шарм — у его дуэтов с Патрисией Каас и Брайаном Адамсом, группой Queen и особо любимым Стингом.


Новое время требует новых рекордов. Если Карузо принадлежит первый оперный рекорд — величина гонорара за вечер, то Паваротти — целая россыпь последующих. Рекордное количество зрителей — 500 тысяч — на концерте в Центральном парке Нью–Йорка. Факт, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса: 165 раз поднимался занавес после спектакля с Паваротти в «Метрополитен–Опера». Чисто профессиональный рекорд: девять верхних до в арии Тонио из оперы «Дочь полка» — Паваротти стал единственным тенором, исполнявшим их согласно партитуре...


В составе трио теноров Паваротти открывал четыре чемпионата мира по футболу — вот, включая телезрителей, поистине планетарный рекорд популярности! Словно Берлинскую стену, разрушил он границу между меломанами и футбольными фанатами, элитарным слушателем и тинейджерами...


Пройдут годы, а люди разных стран и континентов будут продолжать нести цветы королю верхнего до...


Артур ЗАЙЦЕВ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter