Наследство художника не пользуется спросом

В Беларуси есть только одна картина Фердинанда Рущица...

В Беларуси есть только одна картина Фердинанда Рущица. Увидеть ее можно в Национальном художественном музее. В Польше живут потомки живописца. А один из них, полный тезка, приезжал в начале «нулевых» в Минск в должности директора варшавского Национального музея. Там же хранится большая часть полотен выдающегося мастера, который родился, жил и умер в Богданове Воложинского района. Кстати, на «минском» пейзаже запечатлен богдановский костел, которого уже нет. Обрушилась несколько лет назад и усадьба мастера.


Рущиц, мировая знаменитость, кавалер французского ордена Почетного легиона, спит вечным сном на кладбище в Богданове. И вряд ли художник мог предполагать, что его поместье выставят на продажу. Но таковы зигзаги истории: творческое наследие — за границей, а на родине — одна картина и распродажа.


Хуже то, что никто пока не заинтересовался землей, на которой жил и творил пан Фердинанд. Хотя государство дает возможность приобрести имение любому предпринимателю. Правда, с условием отреставрировать и открыть в этом месте агроэкоусадьбу. Подпиши документ, что гарантируешь сохранение аутентичного вида зданий и окружающего пейзажа, и делай деньги!


Но в том–то и дело: когда сохранять нечего, а коттедж строить на месте бывшей «резиденции» художника никто не позволит, инвестору неинтересно взваливать себе на плечи такую «бесполезную» ношу. Посему пока «наследство» мировой знаменитости висит на балансе сельсовета.


В конце 2009 года был утвержден перечень из 46 усадебно–парковых комплексов, которые числятся в Госсписке историко–культурных ценностей и могут быть переданы в частные руки. Министерство культуры даже готово помочь потенциальным инвесторам с решением всех формальностей. Но процесс тормозится. Минкультуры видит причину в безразличии властей некоторых районов Минской, Брестской, Витебской и Гомельской областей: «Не составлены технические паспорта, не собраны данные о стоимости объектов». И еще один немаловажный момент: нет единого ресурса в интернете, куда мог бы заглянуть бизнесмен и выбрать себе по вкусу «домик в деревне». А кто его создаст?


Лучшие «представители» дворцово–паркового искусства, впрочем, уже разобраны: дворец в Святске Гродненского района взял санаторий «Озерный», усадьбу в Красках, под Волковыском, — россиянин Вадим Селихов.


Остался невостребованным вполне крепкий дворец в Желудке Щучинского района. Зато, к моему удивлению, ушел с аукциона парковый ансамбль в Ольшево Мядельского района. Когда я тут побывал в 2010 году, то ничего любопытного не обнаружил. Только стену от шляхетского дома. Другой вопрос — что здесь появится? В начале 90–х на этом месте уже пытались построить дом отдыха. Его руины соседствуют с остатками старинной усадьбы.


Приходилось слышать такое мнение: мол, инвесторы неохотно берут усадьбы в «оборот», надеясь «выторговать» у государства побольше льгот за свое «меценатство». Но ведь со временем благой почин воздастся: вспоминая о Рущице, не забудут и о благородном инвесторе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter