Наследники семейных капиталов

С какого возраста ребенка надо включать в экономические отношения

С какого возраста ребенка надо включать в экономические отношения 

Экономические процессы, социальные изменения в обществе неизбежно отражаются на его нравственных основах. И специалисты предвидят «на подходе» целый ряд новых для нашего общества нравственных проблем. Одна из них, по мнению кандидата психологических наук Анатолия Аладьина, связана с наследованием родительских состояний: она способна очень обострить внутрисемейные отношения, открыть «шлюзы» для самых негативных проявлений человеческой природы, если сегодня не задуматься о ней всерьез. Это и стало темой интервью с Анатолием Аладьиным. 

— Драма большинства наших сограждан в том, что, трудясь всю свою сознательную жизнь, они в итоге фактически ничего не могут завещать своим детям. Почему вам, Анатолий Аркадьевич, кажется важным говорить о проблеме наследования? 

— Даже в советские времена, если вспомнить, не все и не всегда было просто, когда приходилось делить между детьми отцовские «жигули». Иногда в борьбе за них разгорались такие конфликты между родственниками, что они навсегда порывали друг с другом отношения. Сегодня у нас в стране уже есть люди, которые имеют свой бизнес. Они являются основателями новых династий промышленников, экономистов, банкиров. Какая «черная кошка» может пробежать между их детьми, которые унаследуют родительские капиталы? Конечно, процесс наследования можно выразить простой правовой формулой — написанием завещания, где указано, кому будет принадлежать то или иное имущество. Но как будут общаться, взаимодействовать родные люди после смерти главы семьи, если сочтут распределение наследства несправедливым? Только в сказке кот оказался в конечном счете дороже, чем мельница и осел. В реальной жизни, когда значение финансового благополучия возрастает, борьба за наследство чревата семейными разборками. Эти проблемы пока еще не заявили о себе в полный голос. Но когда это произойдет, то по факту свершившихся драм к специалистам будут обращаться за помощью. Однако коррекция уже случившихся конфликтов более сложна, нежели их профилактика. А суть последней состоит в том, что представители старших поколений сегодня должны задумываться, как они будут делить свое состояние, кто его будет наследовать, подготовлены ли наследники к роли продолжателей династий. 

— У вас есть основания считать, что владельцы капиталов упускают из виду эти краеугольные вопросы? 

— Есть. Сегодняшние бизнесмены заняты тем, что делают деньги, они считают, что самое важное — удержать на плаву свой бизнес в непростой экономической ситуации. Это, и правда, очень непросто, требует жертв. Но в жестокой борьбе за финансовое благополучие ими упускается из виду, во имя чего и кого они столько работают? Отцы-бизнесмены, как правило, очень мало времени и внимания уделяют своим детям, нередко общаются с ними исключительно посредством команд. Подавляющая масса людей коммерции — трудоголики, они на работе даже тогда, когда можно побыть дома. Дети в подобных семьях нередко передоверены нянькам, гувернанткам, разбалованы и неуправляемы либо, наоборот, растут подавленными, чувствуют себя ненужными, нелюбимыми. Девочки, которых папа-диктатор регулярно прессингует, постараются, повзрослев, поскорее выйти замуж, не очень разбираясь в моральных качествах своего избранника. А если папа, манипулируя капиталом, станет им мешать, то дело может обернуться разрывом отношений. В общем, если не находить сегодня времени для наследников, весьма вероятно, что завтра эти потомки «угробят» отцовское дело, спустят нажитый капитал в казино и между собой еще передерутся. 

Знаменитый магнат Форд, между прочим, всех своих детей провел через заводской конвейер. И это правильно. Детьми надо заниматься, смену себе необходимо воспитывать, выясняя, кто из детей наиболее склонен по способностям к бизнесу. Отцам-бизнесменам нужно учиться садиться за стол переговоров, обсуждать с детьми вопросы наследования, а не просто цыкать на отпрысков или откупаться от них дорогими подарками. Сыновьям и дочерям требуется общение с папой, им хочется поговорить с ним, походить по лесу, порыбачить, вместе что-то сделать… 

— Допустим, папа-бизнесмен осознал, что время надо вкладывать не только в бизнес, но и в собственных наследников. Где и как ему лучше всего пройти родительский ликбез, научиться навыкам общения с детьми? 

— Я считаю, у нас пора вводить государственную программу «родительской эффективности». Есть различные модели подготовки взрослых к выполнению родительских обязанностей. В США с 70-х годов действует Гордоновская программа, которая зародилась в одном штате, а потом получила распространение по всей стране. В Германии, Скандинавских странах — свои программы, в ходе реализации которых взрослых знакомят с психологией детей разного возраста, учат методикам, как дисциплинировать ребенка, формировать и передать ему чувство ответственности, разбирают причины непослушания, воровства, грубости. На Западе многие программы начинались как частные инициативы. Но потом получали государственный статус, поддержку, в том числе и финансовую. У нас недостатка в квалифицированных кадрах нет. Психологи, психотерапевты готовы к помощи родителям. К сожалению, эти специальности сегодня оказываются часто невостребованными. А программы для родителей посещают обычно только женщины. 

— Итак, проблемы наследования тесно связаны с проблемой формирования ответственного отцовства. К сожалению, и мужчины, имеющие нормированный рабочий день, во многих семьях тоже всячески дистанцируются от процесса воспитания детей... 

— Несколько наших поколений воспитывались практически только мамами, влияние отцов на формирование потомков было минимальным. И эта скверная традиция сохраняется. А любому ребенку нужно и женское, и мужское воспитание, дети должны усваивать и мужскую модель поведения, и женскую. Тогда девочки и мальчики лучше понимают психологию противоположного пола. 

 — Кто должен учить детей пользоваться деньгами? И с какого возраста надо ребенка включать в экономические семейные отношения? 

— Лично я убежден, что происходить это должно в семье, как только дети начинают понимать, что такое деньги. У папы и мамы есть карманные деньги. А у ребенка? Обычное дело в семье — обещать детям деньги в случае, если они будут хорошо учиться. Но когда деньги платятся за оценки, ребенок борется за оценки, а не за знания. В каждой семье должны определить, какую сумму можно выдать ребенку на карманные расходы. Но не просто дать и забыть, а научить ребенка пользоваться этими деньгами: разумно их тратить, во что-то стоящее вкладывать, уметь экономить. В советские годы были случаи, когда дети высокопоставленных чиновников вскрывали иномарки и воровали магнитолы. Почему? Денег в этих семьях хватало, но распределялись они без учета интересов подрастающих наследников. 

— Мы с вами затронули в разговоре категорию обеспеченных людей. Но проблема наследования касается и всех остальных. 

— Верно. Я сфокусировал внимание на богатых людях как новом слое в нашем обществе. Там, где большие деньги, там и большие сражения за них. А в остальном — неравное «разделение» наследства в любой семье чревато разборками между детьми. Если одному ребенку покупают отдельную квартиру, а другой вынужден жить с родителями, то неизбежны скрытое недовольство, вражда, ненависть между родными людьми. Конечно, многие родители объективно не имеют возможности обеспечить двоих детей, например, отдельным жильем. И все-таки нельзя все семейные конфликты списывать на сложную экономическую ситуацию. Нельзя оправдывать невнимание к детям занятостью. Время на детей находить нужно. Ведь «крутимся» мы не ради самих себя, а ради них, наших потомков. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter