Наследие Страдивари растет?

Скрипка, обнаруженная в Городецком музее, до сих пор там и находится

Вероятность  того,  что  скрипка,  сохранившаяся  в  Шарковщинском  районе,   сделана  итальянским  мастером,  равняется  одному  проценту.  Но  никого,  похоже,   и  этот  малый  шанс  не  интересует

Главной сентябрьской новостью в области культуры  стала находка в Шарковщинском районе скрипки Страдивари. Предыстория такова. В музей агрогородка Городец приехала съемочная группа программы «Новые путешествия дилетанта» во главе с ее ведущим Юрием Жигимонтом. Пока телевизионщики занимались своим делом, водитель, кстати бывший скрипач, приметил скромно стоящий музыкальный инструмент с надписью  «Antonius Stradivarius». Рядом виднелись цифры 172. Еще одна, последняя, была затерта. Водитель тут же вынес вердикт: «Это же настоящая скрипка Страдивари!»

Сенсационную новость подхватили все средства массовой информации. Привлекли к делу и Министерство культуры, которое сразу заявило: «Будем делать экспертизу!» С тех пор прошло почти полтора месяца. Корреспондент «Р» решила выяснить, насколько велика вероятность подлинности инструмента.

Конечно, иметь настоящую скрипку великого итальянского мастера — это огромная честь для страны. Более того, это еще слава, деньги, туристы! Ведь одна скрипка Страдивари стоит миллионы долларов. Вспомним фестиваль Юрия Башмета в Минске. Сколько шума было вокруг привезенных скрипок работы великого итальянца! Их застраховали, наняли охрану. Судьбе этих музыкальных инструментов можно лишь позавидовать! Их трепетно оберегают, ведь они приносят тысячи долларов. Поэтому вовсе и не удивительно, что городецкой скрипке стали уделять столько внимания.

Обращаюсь в Управление по охране историко-культурного наследия и реставрации Минкульта, чтобы узнать результаты экспертизы.  Оттуда переадресовывают в Государственный музей истории театральной и музыкальной культуры. Дескать, в министерстве нет специалистов, которые смогли бы дать точную оценку скрипке.  Директору музея Зинаиде Кучер и его сотрудникам однажды уже приходилось исследовать подобный инструмент. Тогда оказалось, что  он был сделан на одной из немецких мануфактур в начале XX века. Как удалось выяснить, в  то время было модно выгравировывать на скрипках фамилии Страдивари, Амати, Гварнери и т. д. Почти как сейчас у нас с «Cavalli», «Dolce&Gabbana» и другими звучными брендами на недорогих одежках, купленных на рынках. 

Зинаида Леонтьевна городецкую скрипку пока не видела. Но предполагает, что она из той же серии. Скорее всего, какой-нибудь белорусский солдат привез ее после войны из Германии в качестве трофея. «Настоящие скрипки Страдивари на дороге не валяются», — сделала вывод директор музея.

Эта история напоминает казус трехлетней давности с картиной Марка Шагала «Петух». Один из аукционных домов Беларуси выставил ее на торги. Внучка художника, узнав об этом, сразу заявила: «Подделка». С ней были солидарны и в Национальном художественном музее. Но руководство аукциона стояло на своем: «Настоящий Шагал». В итоге картина была продана за бешеные деньги частному лицу. Человек увез ее в неизвестном направлении, так и не сделав независимую экспертизу.

Но что же с экспертизой скрипки, почему так медлят?

— Скрипка до сих пор находится у нас, — огорошила директор Городецкого музея Людмила Новицкая. — Мы уже давно послали письмо в Министерство культуры с просьбой сделать экспертизу. Недавно оттуда сообщили, что дата ее проведения пока не определена.

— Людмила Казимировна, вы сами-то верите, что скрипка подлинная? — поинтересовалась у директора.

— Нет, конечно! — был ответ. — Скорее всего, это немецкая подделка. Таких инструментов в Беларуси очень много. Есть лишь один процент вероятности, что это скрипка работы Страдивари!

Пожалуй, стоит признать, что процент вероятности действительно ничтожно мал. В пользу этого говорит и тот факт, что у Страдивари было свое клеймо: мальтийский крест и инициалы A.S. в двойном круге. На городецком инструменте его имя написано полностью. Мастер сделал более тысячи скрипок, альтов и виолончелей. До нашего времени сохранилось около шестисот. Все они занесены в каталог.

Но как же так? Пускай вероятность не велика, но ведь не исключено, что эта скрипка — настоящее сокровище. А она до сих пор хранится в обычном сельском музее!

Может быть, зря специалисты не верят в подлинность шарковщинской скрипки? Вот в Венгрии 68-летний фермер недавно стал миллионером, найдя драгоценный инструмент в своем курятнике. Предполагается, что скрипку под крышей сарая (перед тем как отправиться на войну) спрятал отец фермера. С войны, к сожалению, он не вернулся. А вот инструмент остался…

Может, на всякий случай стоит поторопиться и проверить подлинность нашей скрипочки?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter