"Откуда берутся деньги". О зарплате сельского труженика.

Наскрести на зарплату

У РАБОТНИКОВ сельского хозяйства средняя зарплата традиционно ниже, чем в других отраслях. За прошлый год, например, с номинально начисленными среднемесячными 507,6 рубля они вместе с представителями лесного и рыбного хозяйства занимали одно из последних мест по этому показателю.


Сегодня в зарплате никто никого не ограничивает. Только повышай производительность труда, наращивай производство продукции, снижай себестоимость, улучшай качество — и получай заработанное. Среднемесячная зарплата у животноводов островецкого комплекса «Германишки» КСУП «Гудогай», например, за прошлый год 722 рубля. У операторов машинного доения — 886. Более половины суммы — доплаты за высокое качество продукции. Хороший стимул. Но и результаты труда — достойные. За год на комплексе получено от коровы 9500 килограммов молока, 93 процента его реализовано сортом «экстра».

Но если за год надаивать по 2—2,5 тысячи килограммов молока, получать в сутки 300—400 граммов привеса КРС, собирать с гектара менее 30 центнеров зерна, то не только на большую, но даже и на маленькую зарплату не хватит.

И вот тому подтверждение. Свыше 140 сельхозпредприятий за прошлый год не получили от коровы и трех тонн молока. Отсюда и задержки с зарплатой на три, пять, десять и даже более дней.

В свое время Национальный статкомитет регулярно обнародовал на своем сайте списки таких должников. В целом по республике набирался не один десяток сельхозпредприятий. Есть ли они сейчас и сколько их, сказать невозможно — в уважаемом ведомстве предоставить эти данные отказались. Как, впрочем, и в Министерстве труда и социальной защиты. Немногословны были и в Минсельхозпроде.

По нашим же сведениям, до сих пор в отдельных сельхозорганизациях в последние дни каждого месяца скрупулезно подсчитывают доходы и расходы, чтобы наскрести денег на зарплату. И хватает не у всех. По данным Минсельхозпрода, только в Брестской и Гомельской областях в январе—ноябре прошлого года не имели задолженности.

О том, как обстоят дела в регионах сейчас — в материалах корреспондентов «СГ».

В Дубровенском районе спасают прокурорские иски


На начало февраля в Витебской области задолженность по зарплате имели 76 организаций, большинство из них работают на селе. За декабрь наниматели задержали выплату 2 152 000 рублей, своих денег ждут почти 9 тысяч человек. 

В этой горькой статистике есть постоянные лидеры. Скажем, работникам Сенненского райагросервиса не выплатили еще деньги за октябрь, а общая задолженность уже 210 000 рублей. Предыдущий директор находится под следствием, удастся ли новому руководителю изменить положение — большой вопрос. В Шумилинском райагросервисе, например, долгов по зарплате меньше, но предприятие начинает процедуру банкротства. 

Из месяца в месяц не могут вовремя выплатить зарплату в ОАО «Редьки» Дубровенского района. Хозяйство, которое лет семь назад было на хорошем счету, сейчас скатилось на последнее место в районе. Только на днях с людьми рассчитались за октябрь, но еще не выплачены 26 000 рублей за ноябрь и 24 000 рублей за декабрь. И дело не в том, что там ничего не зарабатывают — выручку съедают старые долги, рассказал заместитель прокурора района Андрей Старченко:

— Почти половину денег — 45 процентов — ОАО «Редьки» отдает кредиторам. Требования выставлены бесспорные: за технику, взятую в лизинг, за минеральные удобрения, свои авансы забирает Оршанский молочный комбинат. Это долги прошлых лет, за которые теперь расплачивается новый руководитель.

Задерживают зарплату не только «Редьки». В прошлом году в Дубровенском районе представления прокуратуры по этому вопросу направлялись в хозяйства «Герой», «Якубово-Агро», «Команино», «Боброво-Агро». На сегодня в списке должников акционерные общества «Герой», «Орловичи», местные ПМК и ПМС. Но, как отметили в облсельхозпроде, почти всем хоть иногда удается закрывать долги, а «Редьки» не могут решить проблему не первый год. Кстати, рентабельность продаж в хозяйстве минус 13,9 процента, выручка на одного работника всего 13 тысяч рублей, а средняя зарплата по итогам прошлого года — 471 рубль, не ниже среднеобластной. Удельный вес заработной платы в выручке составляет 42,5 процента и, с учетом требований кредиторов, ясно, что рассчитаться с работниками нереально. Хозяйства, которые регулярно задерживают выплаты, фонд зарплаты формируют в сумме 25 процентов от выручки. Тогда есть шанс избавиться от долгов. Правда, уже сейчас в «Редьках» острая нехватка кадров — на 28 единиц техники всего шесть механизаторов.

Есть в итогах прошлого года позитивная цифра – молока надоили 115 процентов к уровню 2015-го, удой от коровы — 3394 килограмма, но товарность молока остается низкой, плотность скота невысокая на 100 гектаров сельхозугодий. Без решения проблем в животноводстве экономику предприятия не поправишь.

Основные причины просроченной задолженности по заработной плате известны:  отсутствие у организаций собственных средств, высокая закредитованность, низкая рентабельность и убыточность, сокращение бюджетного финансирования. Это понимают надзорные и контролирующие органы, поэтому не ставят перед собой задачу штрафовать руководителей за каждую задержку, говорит прокурор отдела прокуратуры Витебской области Марина Запрудская:

— Своевременная выплата зарплаты — остроактуальный вопрос, который всегда находится в центре внимания сотрудников. Но проверки не сводятся к констатации фактов и наказанию директоров. Прокуроры на местах изучают ситуацию внимательно, выясняют, есть ли дебиторская задолженность, принимались ли меры по ее взысканию, насколько реально погасить долги с точки зрения экономики конкретного хозяйства. В Том же Дубровенском районе прокурор направил в суд пять исков на 285 960 рублей, взыскав у должников эти суммы в интересах госпредприятий. А общая сумма заработной платы, выплаченной по актам надзора, составила в районе 147 631 рубль. 

В масштабах области после вмешательства прокуратуры была погашена задолженность по зарплате в сумме 3 287.41 рубля, к административной ответственности за невыплату своевременно заработной платы привлечены 369 должностных лиц. 

Ольга КРУЧЕНКОВА 

krucha-tut@rambler.ru


Пинский мизер множит кадровый голод


НЕСКОЛЬКО недель назад администрация КСУП «Стытычевское» Пинского района дала объявление о приглашении на работу главного экономиста и главного бухгалтера. Зарплату каждому пообещали в 400 рублей. Наверное, неудивительно, что даже те, кто откликнулся на предложение, в хозяйстве не задержались. Ответственные должности по-прежнему вакантны, их временно занимают свои специалисты, у которых, правда, маловато опыта. 

СЛОЖНАЯ финансовая ситуация вынудила администрацию перевести коллектив на сокращенный рабочий день. На многих производственных объектах после 15 часов сотрудников не застанешь. Пожалуй, только на фермах, где нужно кормить, доить скот, распорядок остался прежним.

Меньше работают — меньшую зарплату получают. Даже по сельским меркам она очень скромная: 200—220 рублей. Словом, недотягивает до минимальной. А на большее не хватает денег. С главным источником дохода — молоком — в «Стытычевском» не все гладко. Суточный надой от коровы меньше 10 килограммов, при этом к февралю прошлого года он упал на 2 килограмма. 

Исполняющий обязанности главного зоотехника Анатолий Шумак объясняет недочеты на производстве нехваткой кормов, особенно зернофуража. На комплексе «Завидчицы», где стоят самые продуктивные коровы, дающие в сутки 13 килограммов молока, рацион еще стараются выдерживать. На других фермах — как придется. Проблему можно было бы решить покупкой кормов на стороне, но дефицит финансов не позволяет сделать это. Вот и получается замкнутый круг, разорвать который крайне сложно. 

В сутки хозяйство реализует не более 10 тонн молока — на 15 процентов меньше прошлого года. Наладить производство «экстры» не получается. Продукт продают высшим и первым сортом. При слабых удоях и невысоком качестве казну наполнить не удается. 

Не лучше ситуация и в ЧСУП «Кончицы-Агро» этого района. Сейчас оно проходит процесс санации — объявлено банкротом. Недавно администрация разместила объявление о приглашении на работу оператора машинного доения с зарплатой в 265 рублей. Понятно, что желающие в очередь не выстраиваются. 

Недавно на общем собрании коллектива обсуждали наболевшие проблемы: как улучшить экономику, решить кадровые вопросы, избавиться от долгов. Руководство хозяйства не жалело теплых слов в адрес лучших работников. А вот поощрить хотя бы одного премией не получилось: денег не нашлось. 

Впрочем, с декабря, когда началась процедура санации, дела немного улучшились. Предприятию заморозили долги. Зарплату, пусть и скромную, стали выплачивать не позже 25-го числа. Прежде она нередко выдавалась в самом конце месяца. 

На днях, по словам главного ветврача Владимира Невара (он же исполняет обязанности главного зоотехника), сдали бычков, выручили 20 тысяч рублей. От реализации молока в день получают 2,5 тысячи рублей. На ближайшее время хватит. 

В Пинском районе банкротами признаны 5 сельхозпредприятий — «Охово», «Плещицы», «Сошненское-Агро», «Кончицы-Агро» и «Пинскдрев-Агро». По словам заведующей сектором труда и заработной платы управления по труду, занятости и социальной защите Пинского райисполкома Светланы Полешко, там нет просроченной задолженности по зарплате. Как и в целом по сельхозорганизациям района. Другой вопрос, что размер оплаты труда во многих хозяйствах низкий. Этим, в частности, обусловлена кадровая проблема, которую они не могут решить. 

Александр КУРЕЦ, «СГ» 

kurec.a@mail.ru


Госконтроль смотрит в основание долгового айсберга


ЧП областного масштаба. Именно так можно назвать сейчас случаи невыплаты заработной платы на Могилевщине. И особенно сельхозпредприятиями. Они монополисты на рынке труда на селе, и часто в деревне просто нет выбора. 
Злободневность проблемы в области с начала года несколько снизилась. Всего по региону средняя зарплата в сельском хозяйстве за прошлый год составила около 450 рублей и выросла всего на 2 процента относительно 2015-го. И сельхозпредприятия стараются изо всех сил, чтобы отдать ее людям. Об этом рассказал начальник управления контроля за работой агропромышленного и природоохранного комплексов Комитета госконтроля Могилевской области Вячеслав Осмоловский:

— УДАЛОСЬ добиться достоверности в отчетах сельхозпредприятий по выплате зарплаты. Скрывать сведения теперь вдвойне дороже, и это поняли руководители. К новому году все хозяйства и организации АПК рассчитались с людьми. И это радует. А вот, например, в марте прошлого года был пик невыплат — должников оказалось аж 26. Очень остро встает эта проблема и к сентябрю, когда надо собирать детей в школу. Мы сразу чувствуем напряженность по шквалу звонков на прямую линию. В прошлом году, к примеру, в это время 20 сельхозорганизаций допустили просрочку.

Своевременность выплаты заработной платы областной Комитет госконтроля мониторит непрерывно. И кроме предусмотренного законодательством рычага в виде штрафных санкций, ведомство старается взвешенно и объективно анализировать ситуацию. За 2016 год  были привлечены к ответственности ОАО «Борок-Агро», «Фирма «Кадино», «Фирма «Вейно», «Могилевский ленок» Могилевского района, открытые акционерные общества Быховского района — «Воронино», «Следюки», «Новобыховский», Славгородского — «Привольный агро», «Присожье», «Лесная». Хронически не выплачивает вовремя зарплату и сегодня практически в единственном числе остается в должниках ОАО «Могилевская райагропромтехника». Это, конечно, выборочный перечень. Ведь штрафуют должников по зарплате Департамент государственной инспекции труда и прокуратура. Но важнее, считает Вячеслав Осмоловский, не забрать на штрафы последние деньги у предприятия, а воспитать ответственность за процедуру выплаты денег за работу.

Зарплата коллективам сельхозпредприятий сегодня в основном формируется на фермах и  молочно-товарных комплексах. И некоторые хозяйства «продали» свое молоко уже на 5—6 месяцев вперед. Шкловский маслодельный завод проавансировал предприятия своей сырьевой зоны на 16 дней, ОАО «Бабушкина крынка» — на 195. Правда, эти средства предназначены не только на зарплату, но и на погашение платежей по кредитам за строительство МТФ, а зарплатный аванс за молоко составляет 41 день. ОАО «Молочные горки» авансом купили молоко на 81 день вперед. Конечно, цифры эти усредненные — кто-то вовсе не берет авансов у переработчиков, у других они взяты на более длительный срок.

Рисунок Николая ГИРГЕЛЯ

И если молокоперерабатывающие предприятия рассчитываются за сырье довольно исправно, то, например, Бобруйский мясокомбинат сам в долгах перед сельхозпроизводителями.

— Нельзя об этой проблеме судить поверхностно, — убежден Вячеслав Осмоловский. — Невыплата — лишь вершина айсберга, и под водой гораздо больше проблем, чем видится на первый взгляд. Конечно, задержавший зарплату руководитель несет за это ответственность — значит, не достучался, не дошел до всех инстанций и должников. Но если появляется целый «куст» хозяйств из одного района, значит, проблемы есть у руководства районной исполнительной власти.

Быховский район, например, тоже в сырьевой зоне Бобруйского мясокомбината. Но беды местных сельхозпредприятий меньше всего связаны с неплатежеспособностью бобруйского переработчика, а в большей степени с эффективностью производства, работой кадров. Председатель райисполкома Сергей Игнатенко, который лично курирует вопросы выплаты заработной платы, убежден, что из хронических должников стабильно выбывает: 

— За год на 11 процентов выросло производство молока — это дополнительные деньги. На столько же увеличилась выручка за сельхозпродукцию. Оптимизировали численность работающих на сельхозпредприятиях. В результате вышли на существенное сокращение затрат и сегодня выполняем норматив удельного веса заработной платы в объеме выручки. В последнее время установились доброжелательные партнерские отношения с молокоперерабатывающим холдингом. Думаю, что в нынешнем году срывов по выплате заработной платы не допустим.

Директор самого крупного в Быховском районе открытого акционерного общества  «Обидовичи» Вадим Рудницкий в должности руководителя всего два месяца. И, несмотря на то, что последние месяцы зарплата коллективу в 330 человек выплачивается за счет аванса переработчиков молока, финансовая перспектива ему видится благополучной:

— С ноября мы в долгу перед холдингом «Бабушкина крынка». Деньги брали вперед, потому что в декабре начался период массовых растелов и объем молока, конечно же, снизился.  Сегодня уже плюсуем по три тонны молока в день по сравнению с прошлым годом. Это позволит погасить долг перед переработчиком уже в марте. Другое больше волнует: средняя зарплата чуть больше 300 рублей. Как ее повысить?

Диана ГАРАНИНОВА, «СГ»

gardiana69@gmail.com


Бездумные команды довели до минималки


ПОЛОВИНА автобуса из Борисова на Зембин заполнили пассажиры с пакетами и сумками, в основном пенсионеры, приезжавшие в райцентр на «закупы». Подрядилась помочь пожилому мужчине затащить в салон раздувшийся от приличного свиного отруба, которым хвастался мой попутчик перед своими знакомыми в зале ожидания, баул. Разговорились. Хоть в агрогородке три магазина, все равно предпочитает ездить в Борисов, где и выбор больше, и цены ниже. Свое хозяйство без жены держать тяжело, дети сбежали в город:
— Но я их не осуждаю. Как при такой зарплате в нашем колхозе  обустроишь свой дом? У меня пенсия и то больше. Да, когда-то жили работающие селяне лучше.

То, что зембинцы люди трудолюбивые и хозяйственные, видно по их домам и усадьбам. Даже зимой уютной выглядит улица Колхозная – красивые заборы, со вкусом оформленные палисадники, в чистых окнах занавески. Ни одного дома-развалюхи.

Осталась в стороне Колхозная, налево съезд к мехдвору. На территории важного «инженерного узла» ОАО «Зембинский», где по идее должна во всю кипеть работа, потому что на носу весна, затишье. Только кое-где в боксах слышен разговор да возле мехмастерской летят искры от сварки. Захожу в здание диспетчерской службы, на соседних дверях кто-то явно с юмором повесил табличку «Конференц-зал». В просторном зале за столом действительно может поместиться  за переговорами солидная деловая делегация. Но пока сидит только девушка, которая передо мной спешила сюда из склада. Явно агроном, не подвело меня чутье. Оказалась помощником. Объяснив цель своего визита, интересуюсь зарплатой молодого специалиста со средним профессиональным образованием.

— Минималка, — без раздумий сообщает Марина Яныбаева. — В конце месяца выплатили. 

В это время заглянул муж Марины Олег, работающий здесь сварщиком. И у него такой же размер вознаграждения за труд, то есть государственный минимальный социальный стандарт в оплате, и у водителей, а у инженера-энергетика — триста рублей. Семью Яныбаевых, как и других зембинцев, выручает личное подворье, держат много живности и надеются на собственные руки. «Идите с водителями и механизаторами пообщайтесь», — предлагает Марина. 

На мехдворе стоит разобранная сеялка с рядом лежащими снятыми деталями и узлами. Собирать ее нет смысла, пока нет запчастей, говорят механизаторы. Топлива тоже нет, поэтому на ходу только техника, которая обслуживает фермы. Органику возят, когда появляется лишний литр солярки. Под яровой сев необходимо 59400 тонн местных удобрений, а на поля доставлено около 30 процентов от потребности. Минеральными и вовсе обеспечены на 3 процента. 

— Все упрекают нас в излишних затратах, мол, поэтому и живем плохо, — бросают камушек в огород местной власти мужики. – А кто подумал, когда наше хозяйство объединяли с другим, что оно расположено через еще одно — ОАО «Корсаковичский»? В 2012 году подсоединили «Агро-Костюковский». Сейчас наши земли от Борисова до Мстижа, больше 8200 гектаров сельхозугодий, 5000 пашни. Сколько сгорает горючего, изнашивается резины, когда гоняем в Иконы трактора и машины? Сверху поступают команды, сколько и чего сеять, тасуются кадры. Мы не самостоятельные, а лишь винтики. У инженеров каждый день головная боль, когда узнают о новой стоимости запчастей. Вот где наши деньги.

Размер минималки (месячной и часовой) устанавливается законодательством и обязателен для нанимателей в качестве низшей границы оплаты. Но, разобравшись, принцип «всем поровну, но мало», никак не стимулирует рабочих выкладываться по полной. Сельчане вполне справедливо больше озабочены своим личным хозяйством, что позволяет им иметь приработок.

В прошлом году в ОАО недобрали зерна и молока. Из-за падения производства и денег меньше получили, что сказывается на кармане каждого работника, объяснил директор Дмитрий Лапцуев.

Основной же доход поступает от молока. И при том, что больше 70 процентов выручки дает животноводство, хозяйству насаждают сеять зерновые, занимающие в структуре посевных площадей под 60 процентов. Где логика? Управляющий отделением Юрий Гаевский, он же председатель профкома, также соглашается, что столько зерна и не надо, хватило бы 45 процентов, но району нужна цифра по госзаказу. Все же Юрий Леонович надеется на позитивные перемены:

— Постепенно отрабатываем технологию на ферме с доильным залом. Корма есть, надои растут. Новый руководитель с большим опытом работы в одном из передовых сельхозпредприятий области. Думаю, к концу года положение изменится к лучшему. Пока же надо потерпеть и разобраться с долгами. 

«Зембинский» уже выбрал на перерабатывающем предприятии средства на зарплату и другие текущие расходы на 5 месяцев вперед. ОАО «Забашевичи» надо работать почти два года, чтобы рассчитаться с молочным комбинатом, ОАО «Метча Агро», которое сейчас инвестор передает в коммунальную собственность, не меньше. Борисовская «Здравушка-милк» в свою очередь зависит от своих партнеров, иногда за неимением средств берет кредит, чтобы авансировать сельхозпроизводителей. Но так не может продолжаться бесконечно.

Елена КЛИМОВИЧ, «СГ»

klimovich@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter