Какова в Сирии расстановка сил и как она может измениться

Насколько прочна дамасская сталь

События с Востока Дальнего — успешные переговоры Дональда Трампа с северокорейским вождем и обострение торговой войны между США и КНР, а также вести с полей футбольных на некоторое время оттеснили из новостных лент события в Сирии. Какова там сейчас расстановка сил и как она может измениться в обозримом будущем? 

фото newiz.ru
Территориально положение воюющих сторон изменилось слабо. До 19 июня шли в основном позиционные бои. Из крупных побед последнего времени можно вспомнить только взятие в апреле Восточной Гуты проправительственными силами. С тех пор сирийские войска смогли перегруппироваться. На данный момент наблюдатели отмечают переброску верных Дамаску сил на юг, где ожидается начало широкомасштабного наступления на оппозиционные силы в провинциях Дераа, Эль-Кунейтра и Ас-Сувейда. Можно предположить, что будет применена тактика, неоднократно приносившая пользу, последний раз — в Восточной Гуте: боевики будут взяты в котел, после чего им предложат ультиматум о сдаче. По некоторым сообщениям, представители правительственных сил уже ведут переговоры с полевыми командирами, желающими бросить оружие. 

А вот политическая расстановка сил вокруг Сирии изменяется быстрее. 

Несколько дней назад прошли консультации представителей России, Турции и Ирана со спецпосланником ООН по Сирии Стаффаном де Мистурой о формировании Конституционного комитета. О нем договорились еще на Конгрессе сирийского национального диалога в Сочи в конце января этого года. Поскольку у всех заинтересованных сторон имеется множество разногласий, едва ли комитет соберется в ближайшем будущем. 

Однако встреча в таком формате — представители Анкары, Тегерана и Москвы с одной стороны и спецпосланник ООН с другой — показывает наличие общей позиции у активных участников сирийских событий и свидетельствует об имеющихся пока прочных позициях Басара Асада. Как только три страны перестанут согласовывать между собой возможные действия, шансы на выживание центрального правительства в Дамаске резко упадут. 

Иранские отряды в Сирии терпят поражение от точечных ударов (в основном от авианалетов) Израиля и сил международной коалиции. Тем не менее мелкие поражения компенсируются сложившейся ситуацией в Ираке, где победившее на парламентских выборах движение «Ас-Сайрун» Муктады ас-Садра объявило о вхождении в коалицию с проиранским шиитским движением «Фатх». Это означает, что Иран возвращает потерянные позиции в Багдаде, да и в регионе в целом, несколько поколебленные затяжной сирийской войной, выходом США из «иранской сделки» и победой в Ираке ас-Садра, не желавшего ранее тесных контактов с Тегераном. Однако ас-Садра уговорили.

Турция и США 18 июня приступили к осуществлению согласованного ранее, 12—13 июня, плана по обеспечению безопасности в Манбидже. План предусматривает вывод из города курдских отрядов «Народной самообороны» и совместное патрулирование района турецкими и американскими военными. Это означает, что территория, подконтрольная курдам, уменьшается. Не понятно, займет ли со временем Манбидж Сирийская свободная армия, одна из функций которой создавать постоянную угрозу для Рожавы. Между тем курдское ополчение продолжает теснить боевиков ИГ на востоке страны. 

Ситуация примечательная. Российские военные уходят из Африна до начала турецкого наступления в январе 2018-го, правительственные силы на подмогу курдам не спешат, несмотря на обещания, а США договариваются об уступке Манбиджа Турции. Не ровен час, курдские историки и публицисты создадут версию о предательстве великими державами курдских национальных чаяний. Интересно, какие договоренности имелись у Вашингтона и курдских представителей в Сирии изначально, еще до того, как те начали войну с ИГ?

shavialiou@bsu.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter