Чего больше в школьной нагрузке: увлеченности и естественного интереса или непосильных затрат энергии учеников

Насильно умен не будешь

ПОЛЕМИКА о нагрузке на нынешних школьников идет давно. Взвесить все «за» и «против» мы попросили учителей-практиков из Кадинской средней школы Могилевского района. Приехать именно сюда изучить ситуацию посоветовали в районном отделе образования Могилевского райисполкома — это учебное заведение гордость не только района, но и области. Вероятно, лучшая сельская школа области и не совсем показательный пример в общепринятом смысле. Скорее, образец для подражания.

Девятиклассницы Кадинской СШ Даша МАТЮШОНОК, Маша ЛАПИЦКАЯ, Даша ХОТАМЦОВА и завуч школы Ирина ЕФРЕМКОВА. На районной олимпиаде по обществоведению девочки получили дипломы за 1-е и 2-е места.
 
ГЛАВНЫЙ специалист отдела образования, спорта и туризма Могилевского райисполкома Раиса Красуцкая говорит:

– Учителя здесь умеют учить детей так, чтобы пробудить у них интерес к знаниям, творчески сочетая учебную и воспитательную работу. Очень важен профессиональный уровень учителя, который не перегружает домашними заданиями, а весь материал объясняет на уроке.

Количество учебных часов, определенных Типовым учебным планом и Санитарными нормами и правилами на каждую возрастную группу школьников, соблюдается везде — за этим строго следят министерства образования и здравоохранения. Правда, не всегда учебный процесс достигает результатов. Когда же речь идет об эффективности и качестве обучения, Кадинской тоже трудно найти равных среди сельских школ. Дипломы местных школьников на республиканских олимпиадах – безусловное подтверждение тому. Неоднократно ребята становились победителями республиканской олимпиады по предметам – в первую очередь по обществоведению и обслуживающему труду. А, например, в районных предметных олимпиадах в нынешние весенние каникулы участвуют 72 кадинских школьника.

В минувший вторник 25 лучших учеников отправлялись на так называемые «малышковые» олимпиады, традиционные для Могилевской области. У кого как не у активных «олимпиадников» (пока они собрались в ожидании школьного автобуса) спросить, не перегружены ли они учебой?

ДЛЯ девятиклассницы Даши Хотамцовой участие в районных и областных олимпиадах – дело привычное. Причем крепка она не только в физико-математическом профиле знаний, но и в гуманитарном. Не проходят без ее участия и школьные концерты и постановки на сцене. В этот раз она отправлялась на олимпиаду по обществоведению.

— Учиться мне всегда нравилось. Я с удовольствием занимаюсь дополнительно и не чувствую усталости. Наши учителя так интересно подают и объясняют материал, что заставлять себя идти на дополнительные занятия и факультативы не приходится. Конечно, надо потрудиться. Но у меня хватает свободного времени и чтобы развлечься, и чтобы провести его с друзьями или с семьей.

Дашина мама Татьяна Хотамцова тоже согласна, что дети учатся не из-под палки, а с живым интересом и увлеченностью, словно играя. А если ребенок с удовольствием и радостью живет жизнью школы, за отведенное время все успевает, о какой перегрузке может идти речь:

— Это заслуга учителей – научить учиться. И навык заключается не только в приобретении знаний, но и в целом в работе над собой, умении организовать свой день. А это очень важно для будущего наших детей. Долг родителей – проследить, чтобы ребенок действительно не переутомлялся, обеспечить ему правильное питание и образ жизни. Этому я как медицинский работник всегда уделяю внимание, но и постоянно чувствую живую заботу о наших детях и со стороны учителей.

У зауча Кадинской школы по учебной работе и учителя обществоведения Ирины Ефремковой есть профессиональное убеждение, что в школе практически к любому ученику надо подходить индивидуально – у каждого свои способности, свой ритм жизни, скорость и емкость усвоения знаний.

— Всегда в любом классе будут дети, которым легко дается учеба. И им будет мало программы. Профессиональный долг учителя дать этому ребенку те знания, которые он способен и хочет освоить. У других способности и таланты могут проявляться в прикладном направлении, им достаточно для дальнейшей полноценной самореализации усредненного объема знаний. Очень важно работать в нераздельной «тройке»: ребенок – родитель – учитель. Для нас это уже аксиома сотрудничества с семьей.

Удивительно, но в этой школе чаще речь заходит о том, что активным школьникам не хватает дополнительных живых занятий. Например, учебная нагрузка для 10-го и 11-го классов сегодня вполне позволяет каждому ученику выбрать достаточное количество факультативных и дополнительных занятий. А вот напряженный учебный план для семиклассников не дает возможности заниматься допрофильной подготовкой на факультативах, потому что единственный факультативный час используется для обязательного курса ОБЖ.

ДИРЕКТОР Кадинской школы Наталья Тарасенко убеждена: усредненная нагрузка на детей невелика, и освоить программу на среднем уровне может каждый школьник.

— Важно научить работать продуктивно. Неплохо тренировать у ребят здоровые творческие амбиции. Мы рассуждаем о европейском уровне жизни, но не придаем значения кропотливому и системному труду, благодаря которому достигается этот уровень. Ведь чаще всего те дети, которые успешны в учебе, достигают и спортивных результатов, и на сцене настоящие артисты, и дома помощники. Давно замечено, что тот, кто ничего не делает, ничего и не успевает, а у кого есть результаты, у того и время организовано правильно, и хватает его на множество дел, не исключая отдых. Причем, когда человек по-настоящему увлечен, он не столько тратит энергию, сколько приобретает новый заряд от результата своего труда. В таком режиме работает наш коллектив. Этому мы стараемся научить и наших детей.

gardiana69@gmail.com

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter