Наши татары - званые

Белорусские татары - совсем не татары из печально знаменитой и, говоря современным языком, неполиткорректной пословицы про незваного гостя.
Белорусские татары - совсем не татары из печально знаменитой и, говоря современным языком, неполиткорректной пословицы про незваного гостя. Подтверждение этого - в 1997 году на государственном уровне отмечалось 600-летие поселения татар в Беларуси. Князья Великого княжества Литовского приглашали ловких да умелых татарских служивых к себе в войска. Первые массовые переселения татар, вместе с семьями, появились зимой 1397 года по зову князя Витовта. Тогда же в Беларуси построены и мечети. Всего же во времена Витовта в Великое княжество Литовское перебрались до 40 тысяч татар. Князья были премного довольны усердием новых подданных, в награду жаловали земли, высокие звания, почетные титулы. Татары, в свою очередь, не просто уверенно освоились в северных краях - вросли корнями в белорусскую землю.

Шестьсот лет проживания татар в Беларуси вместили в себя множество судеб и событий. Среди этнических татар немало людей известных, героических, прославивших историю, неотделимых от страны и ее народа в целом. При короле Сигизмунде II Августе татары получили право на браки с христианами и, конечно, воспользовались им. У них появились трансформированные на местный манер фамилии - Александрович, Воронович, Шабанович, Курманович, Кричинские, Криницкие... Имена также нередко переиначивались на новый лад. Очень яркое и в полном смысле уникальное явление - китабы - книги религиозных текстов, татарских сказок, легенд, фольклора, написанные арабской вязью, но на понятном местным татарам белорусском языке.

И все же бытующее расхожее мнение, будто белорусские татары сильно ассимилированы, явно преувеличено. Селились они всегда компактно, даже в пределах одного населенного пункта. Ну а такие города и поселки, как Новогрудок, Ивье, Слоним, Минск, Смиловичи, Клецк, Мир, стали настоящими центрами татарской жизни. Безусловно, подобный "административно-территориальный" подход активно способствовал сохранению национального своеобразия восточного народа. Сыграло свою положительную роль и традиционно доброжелательное, толерантное отношение к переселенцам со стороны коренного населения. Ну и, конечно же, цементирующей силой явилась религия. Именно ислам стал той основой, на которой столетиями крепились национальная традиция и культура татар в новой этнолингвистичной среде.

Сегодня в Беларуси действует 5 общественных татарских и татаро-башкирских организаций (Международный фонд развития татаро-башкирского духовного наследия "Чишма", культурный центр "Хетер", объединение "Зикр уль-Китаб", объединение татарской молодежи, объединение татар Гродно), 2 мусульманских объединения. Всего татар в стране, согласно переписи, насчитывается около 10 тысяч. (В XVI веке доходило до 100 тысяч.) Татарская община - одна из наиболее активных: здесь проводится большая культурная, просветительская и благотворительная работа. Регулярно организуются научно-практические, в том числе и международные конференции по проблемам изучения и сохранения культурного и духовного наследия татарского народа в Беларуси. Ведется подготовка к изданию энциклопедического справочника "Татары Беларуси, Литвы и Польши".

Много внимания община уделяет возрождению религиозных традиций. Строятся мечети - пусть они скромны по своей архитектуре и убранству, но люди получили возможность молиться в соответствии со своим вероисповеданием. Проводятся традиционные мусульманские съезды татар на мизарах (кладбищах).

В последние дни священного для мусульман месяца Рамазан, накануне одного из двух главных мусульманских праздников Ид аль-Фитр, один из руководителей татарской общины - заместитель председателя президиума Белорусского общественного объединения татар "Зикр уль-Китаб" ("Память и книга"), известный белорусский историк доцент педуниверситета имени Максима Танка в Минске Ибрагим Канапацкий пригласил меня съездить на его малую родину, в Смиловичи, где с давних пор обосновалась компактная татарская община, посмотреть новую мечеть, поговорить с его земляками. Когда-то в поселке стояла деревянная соборная мечеть, почти в точности повторявшая Минскую соборную. Смиловичский мусульманский храм в 30-х годах разрушили, причем не сохранилось ни одного фотоснимка или другого изображения постройки. Нынешняя мечеть возведена в 1996 году, и сегодня о ней уже можно говорить как о центре духовной жизни в поселке.

Сейчас национальные и религиозные традиции в татарских семьях поддерживаются в основном людьми в возрасте, молодежь (хотя, безусловно, не вся) настроена в значительной степени космополитично. В целом, говорит Ибрагим Борисович, личное дело каждого, во что верить, как жить. Главное, чтобы - честно и с достоинством. Так поступали и его предки, поселившиеся в Беларуси с легендарных времен Великого княжества Литовского, а далее их потомки, с честью жившие и самоотверженно защищавшие землю, ставшую навсегда настоящей родиной.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter