Наши щи против импортных соков

По данным Минсельхозпрода, только в 2006 году возделывание овощей выросло в общественном секторе на 46 процентов и почти на столько же — в крестьянско-фермерских хозяйствах. А это ни много ни мало 2,2 млн. тонн

По данным Минсельхозпрода, только в 2006 году возделывание овощей выросло в общественном секторе на 46 процентов и почти на столько же — в крестьянско-фермерских хозяйствах. А это ни много ни мало 2,2 млн. тонн. Таким образом, по мнению министра сельского хозяйства и продовольствия Леонида Русака, полученные объемы обеспечивают традиционный ассортимент для торговли. 

Однако тот же зеленый горошек, спаржа нарасхват не идут. Уступают зарубежным консервам. Производим мы и лук, но урожаи его низкие, качество невысокое. И здесь наших производителей вытесняют на рынке конкуренты. Как западные, так и восточные. 

В республике действительно не на высоте промышленность, специализирующаяся на переработке плодоовощной продукции. В минувшем сезоне мы произвели 263 млн. условных банок консервов и соков. Но из какого сырья эти соки? Свой миллион тонн моркови, капусты, свеклы и т.д., по утверждению Леонида Русака, скармливаем скоту, а сок из моркови завозим эшелонами из-за границы. Ясное дело, не растут у нас апельсины, киви, грейпфруты. Тут спорить не о чем, надо закупать. Тем не менее магазины по-прежнему загружены стеклянными банками со щами, рассольниками, борщами и прочим продтоваром, который уже не пользуется спросом. 

В регионах российского Севера, куда эти щи когда-то неограниченно поставлялись, их уже не берут. В России предпочитают новые виды продукции в современной привлекательной упаковке. 

Россия ежегодно импортирует более 2 млн. тонн овощей, а Беларусь отправляет соседям только 18 тыс. тонн, т.е. примерно один процент. Программа возрождения плодоводства есть. Но ее реализация идет медленно, неуверенно. 

Во всем мире огромный спрос на замороженные овощи и фрукты. Мы этим почти не занимаемся. Зато поляки предлагают богатый ассортимент, доступный по цене. 

За такой подход с местных руководителей почему-то никто не спрашивает. А зачем? Не своего, так чужого на полках –  огромный выбор. О том, что экономике страны наносится серьезный ущерб, знают и в районах, и в областях. Но не проявляют должной разворотливости. 

В меру своих возможностей Минсельхозпрод старается обеспечивать население круглый год свежей овощной продукцией. Только в 2006 году на его сельхозпредприятиях введено в строй около 40 гектаров новых энергосберегающих теплиц. Валовой сбор увеличился на 20 тыс. тонн. Однако поставки тепличных овощей и зеленных культур бесперебойными не назовешь. 

Не очень глубоко, как мне представляется, многие руководители понимают эффективность брендов. Удовольствие дорогое, но в конечном итоге эффективное. 

Что касается садоводства, то в Беларуси сегодня насчитывается девяносто тысяч гектаров плодоносящих садов. Есть высокорентабельные, особенно на Гродненщине и Брестчине. 

Прошлой осенью АПК собрал валовой урожай фруктов, превышающий 710 тыс. тонн. 

А как распорядились таким богатством? Нерационально. Нет современных хранилищ. 

Можно ли хоть как-то поправить положение? Министр Леонид Русак отвечает на этот вопрос так: многие годы отдавалось предпочтение животноводству, куда шли основные инвестиции. Его продукция на советском рынке была востребована и более чем наполовину дотировалась государством. На переработку овощей, картофеля, яблок инвестиции не выделялись. Пора менять положение, иначе и дальше придется импортировать плодоовощную продукцию. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter