Владимир Улахович ответил на вопросы читателей «СГ» и нашего корреспондента

Наши предприятия нужно выводить на новую культуру управления

Первая часть прямой линии с председателем Белорусской торгово-промышленной палаты Владимиром Улаховичем вышла в «СГ» в номере за 18 сентября. Читатели узнали, что представляет собой Палата, какие функции и задачи она выполняет и многое другое. Были весьма серьезные вопросы, на которые даже такой знающий и компетентный специалист, как наш собеседник, с ходу не был готов ответить. И мы взяли небольшой тайм-аут для более глубокой проработки ответов. И правильно сделали. За это время произошло немало событий, так или иначе созвучных нашему разговору. В Могилеве прошел V Форум регионов Беларуси и России, где было заявлено контрактов более чем на 500 миллионов долларов, в том числе в странах «дальней дуги». Также стартовал новый уникальный курс БелТПП «Школа экспорта», направленный на развитие компетенций специалистов по поставкам и продвижению товаров и услуг на новые внешние рынки.




Итак, какие перспективы открывают соглашения БелТПП о сотрудничестве с партнерами? Что нужно учитывать при вступлении в ВТО и почему производитель иногда оказывается в условиях недобросовестной конкуренции? Об этом и не только — в продолжении прямой линии с председателем Белорусской торгово-промышленной палаты Владимиром УЛАХОВИЧЕМ.

— Добрый день, Владимир Евгеньевич. Беспокоит Антон Ничипоренко из Витебска. Удалось ли на базе Оршанского района отработать эффективную модель взаимодействия с предприятиями?

— Как только Глава государства обратил внимание на необходимость развития Оршанского района, перед нами, конечно, тоже встала задача определить роль и место Палаты в развитии отдельного региона с промышленным потенциалом. С начала года мы уже организовали три образовательных семинара. Провели анкетирование, узнали, чего ждет от нас региональный бизнес, организовали встречу, на которой рассказали о наших услугах и возможностях, о том, как мы помогаем предприятиям в выходе на внешний экономический периметр. В районе около 80 предприятий-экспортеров, у каждого своя специализация по продукции и география поставок. Большинство, конечно, ориентированы на Евразийский экономический союз: удобная логистика, проще вести деловые отношения. Но и здесь нужна наша помощь. Да, есть соглашение, принят единый Таможенный кодекс, но многие его положения еще не работают. Президент уже не раз подчеркивал: если идем в союз, так давайте работать на равных условиях. А с чем мы сталкиваемся? С недобросовестной конкуренцией.

Спрашиваю у руководителей предприятий: что вы получили от ЕАЭС? Они отвечают: новые изъятия и ограничения. Почему? Как только открывается рынок, а российский рынок большой, бизнес частный, — начинается лоббирование. Протекционизм существует и на уровне отдельных регионов, и на уровне госзакупок, хотя принят Таможенный кодекс и действует договор о ЕАЭС.

Поэтому задача Палаты — профессионально помогать бизнесу и в этих направлениях. Ведь не каждый знает, что такое Таможенный кодекс, как функционирует Евразийская экономическая комиссия, что у нас есть консультативный комитет по предпринимательству, мы ведем бизнес-диалог и так далее. Все это надо правильно и доступно донести до субъектов хозяйствования.

Евразийская экономическая комиссия создала портал по изъятиям и ограничениям, где можно регистрироваться и работать. Но малые предприятия зачастую просто не знают, как это сделать, у большинства из них нет юристов. Наша новая миссия — мониторинг ситуации по барьерам и изъятиям, выработка предложений по их преодолению, поддержка предприятий и работа с ЕЭК в этих направлениях. На сегодняшний день «дорожная карта» по барьерам, созданная ЕЭК, содержит 67 ограничений, 17 недавно рассмотрены на заседании Совета ЕАЭС с участием премьер-министров. Их выявление и преодоление — это конкретная работа. И если у предприятия возникает проблема, то существуют разные процедуры по ее разрешению: от предупреждения до обращения в суд.

Но немало проблем возникает и на других рынках. Приведу пример. В Орше работает СП с Италией. Они по ошибке отправили продукцию в Южную Африку и не знали, что делать с документами. Мы разобрались и помогли им. В результате получили уникальный опыт.

Еще один аспект — бизнес-образование. Ведь любой руководитель не застрахован от ошибок. Как их избежать? Этому необходимо учить: как не допустить недочетов, как подготовить внешнеторговый договор, грамотно выходить на новые рынки и т.д.

В Оршанском районе открываем для себя новый — «полевой» — уровень, или конкретную работу на местах. Кстати, проект БелТПП «Школа экспорта» в этом году решили сделать бесплатной для членов Палаты. Он нацелен на поддержку их экспортной деятельности.

«СГ»: — Какие подвижки в Оршанском районе можете отметить?

— Они есть, и существенные. Предприятия к нам обращаются, видя для себя перспективу. Стоит задача в следующем году вывести их на производство экспортной продукции. Отрабатываем модель, которая будет работать потом по всей стране. При этом отмечаем: участниками наших семинаров были в основном представители крупных предприятий. А малый и средний бизнес пока, наверное, и не мотивирован, и не готов к выходу на экспорт. А что такое малый и средний бизнес? Его доля в несырьевом экспорте страны 24 процента. Если к 2020 году прибавится еще пять процентов, как планируется, — это плюс еще миллиард долларов. Малый и средний бизнес — та категория субъектов хозяйствования, с которой мы сейчас начинаем активно работать. Надо пробовать.

К примеру, существует такое понятие, как субконтрактация (одно промпредприятие размещает на другом заказ на разработку продукции. — Прим. ред.). Многие малые и средние предприятия производят мелочевку для больших холдингов. В Европе законодательно закреплено: субконтракты отдавать малому бизнесу. У нас также можно развивать это направление.

«СГ»: — В БелТПП вступает малый и средний бизнес?

— Из 2262 ее членов 75 процентов представляют малый и средний бизнес. Если считать только вступивших за последние два года, среди них 88 процентов представителей этого сектора.

— Владимир Евгеньевич, здравствуйте. Беспокоит Иван из Витебского района. Вы организуете поездки для продвижения товаров?

— Это одна из наших главных задач. Мы организуем и бизнес-миссии, и контактные биржи, помогаем выходить на наши товаропроводящие сети. Не только флагманы нашей промышленности, но и небольшие предприятия участвуют в этих мероприятиях.

Если говорить о выставках, то только в этом году белорусские экспозиции будут организованы в Катаре, Египте, Израиле.

Помимо зарубежных визитов, организуем и много встреч с партнерами в Беларуси. В сентябре у нас были бизнес-делегации из Индии, Канады, Японии, российских регионов. Это наша постоянная миссия и ежедневная работа — продвигать белорусскую продукцию всеми путями на различные рынки.

— Насколько успешна эта работа?

— Система БелТПП очень широка и развернута. В каждой области имеются наши отделения. Есть три унитарных предприятия — «Белинтерэкспо», «Белпатентсервис», «Центр делового образования». Одно занимается выставками, другое — патентными услугами, регистрацией торговых брендов, третье — бизнес-образованием. Функционирует также Международный арбитражный суд при БелТПП, где можно разрешать конфликтные ситуации. У нас 30 филиалов во всех промышленных городах страны. В прошлом году провели около 900 разного рода выставок, семинаров, контактных бирж. Но, наверное, не этим нужно оценивать результат. Я назову другую цифру. На мероприятиях БелТПП подписано контрактов на поставки белорусской продукции на 110 миллионов долларов.

Конечно, контракты подписывают предприятия, но наш вклад — это поиск партнеров, логистика, перевод. Все, что связано с организацией, поддержкой бизнес-миссий, работа с партнерскими торгово-промышленными палатами. Но, естественно, надо двигаться вперед, искать, в том числе новые инструменты поддержки наших предприятий. Если вам интересно, можете найти актуальную информацию на сайте www.cci.by.

— Добрый день, Владимир Евгеньевич. Вас беспокоит Андрей Зайцев из Бреста. У меня собственное предприятие по переработке. Слышал, вы проводите встречи с послами. Хотелось бы узнать об этом подробнее.

— Это традиционные ежегодные встречи в БелТПП руководителей наших загранучреждений и предприятий, в ходе которых проводятся B2D-переговоры (business to diplomats — переговоры представителей бизнеса с дипломатами. — Прим. ред.), обсуждаются актуальные вопросы взаимодействия по расширению экспорта, диверсификации поставок, проблемные вопросы сбыта белорусской продукции. Ведь, как показывает практика, связка, в которой работают диппредставительства, торгово-промышленная палата, бизнес, является оптимальной и очень эффективной. Она позволяет максимально объединить усилия в решении главной задачи — развитии национального экспорта в целом. В этом году на такую встречу прибыли руководители около 150 предприятий из всех регионов страны. А во второй половине дня мы организовали для послов посещение реальных производств.

Есть еще одна интересная форма работы, но уже с иностранными дипломатами: ежегодно мы приглашаем торговых советников зарубежных диппредставительств и организовываем аналогичные контактные биржи для них и наших предприятий.

— Дмитрий Севрюков из Барановичского района. Интересно, есть ли среди членов Палаты сельхозпредприятия и какие новые услуги для них вы можете предложить?

— Их немного: 32 предприятия, 11 фермерских хозяйств, 5 индивидуальных предпринимателей, работающих в аграрной сфере. Причем почти половина из них вступила в БелТПП в последние годы.

Самый продолжительный стаж членства (с 1982 года) у КСУП «Брилево». Оно специализируется на производстве фруктов и овощей открытого и защищенного грунта с частичной их переработкой на собственном консервном заводе. Эта продукция весьма востребована за рубежом.

А вот переработчиков в наших рядах много. Практически все крупные предприятия страны этой специализации. И география их поставок достаточно широка. В основном, конечно, Россия и СНГ, но еще Китай, страны ЕС, Сербия и Венесуэла, многие другие государства.

Над тем, как увеличить число членов сельхознаправленности, мы думаем всерьез. Ведь предприятия идут в БелТПП, так как им нужны поддержка и услуги. А у сельхозпредприятий своя специфика, свои технологии, есть своя ассоциация. Мы, безусловно, дружим, встречаемся, к примеру, на «Зеленой неделе» в Берлине. Но нам надо расширять и развивать это направление.

kovalev@sb.by

(Окончание следует.)
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter