Белорусские товары успешно занимают ниши иностранных игроков на российском потребительском рынке

Наши марки становятся брендами

Не пугайте индустриальные страны с диверсифицированной промышленностью дефицитом. Глупости это. Сколько ажиотажа было вокруг ухода из России международных брендов. Кстати, создали себе неплохой маркетинг, увеличив в моменте продажи. Накрученные, нервозные потребители штурмовали IKEA как в последний раз. Сметали с полок байки, майки, шорты под европейскими торговыми марками. Ушли эти бренды. Что изменилось? Раздетыми, разу­тыми не оказались, на голом полу никто не спит. Ушедшие товары на полках тут же заместили аналоги, в том числе и белорусские. Собственно говоря, наши производители потребительских товаров были прекрасно известны российским производителям. А теперь стали еще ближе. 

Белорусские производители, обладая современными компетенциями, могут закрыть открывшиеся на рынках ниши.
sb.by

Поблекшая легенда

Не буду отрицать: IKEA — мощный игрок на мебельном рынке. Но в ее мощи больше легенд, чем действительно технологий. Во-первых, это компания торговая, а не производственная. Во-вторых, ее конкурентное ноу-хау осталось где-то в далеких 1960—1970-х. Тогда мебель делали только на заказ. А IKEA предлагала здесь и сейчас недорогие полочки-шкафчики, которые благодаря незамысловатой конструкции можно было еще и собрать своими руками. Концепт выстрелил — и step by step из небольшого шведского периферийного магазинчика компания превратилась в международного гиганта. Благодаря своим размерам корпорация и держала рынок последние десятилетия. Какой-то инновационной стратегии и продукции уже не было. Когда-то, в XIX веке, и универмаги с готовой одеждой выглядели неожиданно…

Поэтому утверждения, что невозможно повторить IKEA, необоснованны. Тем более что ассортимент в их магазинах в значительной степени нашего, отечественного происхождения. Корпорация тесно сотрудничала и с российскими, и с белорусскими поставщиками. На полках лежала продукция «Ивацевичидрев», ОАО «Моготекс» и ряда других компаний. Наш Минский часовой завод поставлял будильники, причем локализованные на 80 процентов. Некоторые наши производители некогда хотели наладить сотрудничество со шведами, но по разным причинам на полки их не пустили. Поэтому купец ушел — товар остался. 

И не успели еще остыть торговые площади после ухода IKEA, а уже заявила о себе ее аналог Swed House. Кстати, владелец торговой марки — компания с белорусскими корнями. Конечно, в торговле опыт и компетенции имеют значение. Но специалистов в ретейле у нас хватает. 

Дело привычки 

Кто-то обвинит меня в излишнем оптимизме. Приводить доводы, что без поставок западных концернов нам не выжить. Но реализм жизни, подтвержденный эмпирикой, говорит о другом. 

Давайте вспомним историю с продовольственными рестрикциями в 2014-м. Поначалу отечественные пармезан и моцарелла выглядели непривычно. По крайней мере, для российского покупателя. Выпускали-то их уже давно. Но продавали в основном в Беларуси. Потом был период каскада шуток, небылиц, ерничанья о «белорусском пармезане». Подозреваю, не обошлось без злой руки черного пиара импортеров, которым хотелось перейти на серые схемы поставок, а белые наши аналоги серпом резали их бизнес. Однако потребитель привык к нашим элитным сырам. И воспринимает их совершенно спокойно, позитивно. Кто-то — равнодушно. Но это нормальная рыночная ситуация, когда всем мил не будешь. Но свою нишу мы заняли. 

Весной прошлого года было непривычно, когда уходили зарубежные компании. Сегодня это уже не кажется чем-то необычным. А завтра, возможно, иностранная продукция станет выглядеть экзотически. Ее чудесные потребительские свойства тоже в значительной степени легенда. На самом деле (и профессиональные маркетологи об этом прекрасно знают) продукция транснациональных корпораций унифицирована, создана для всех потребителей на всем земном шаре. Без учета специфик локальных рынков и потребительских предпочтений. Если и происходит анализ, то стран с емкими продажами. Фактически пресловутого «золотого миллиарда». Потребитель из третьего мира в концепции этих компаний представляет собой серую массу, у которой не надо спрашивать ее пожелания, узнавать чаяния и ожидания, а будет вполне достаточно надавить тотальной рекламой и агрессивным продвижением. С этой точки зрения белорусский производитель ближе и к рынку, и к людям. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter