Белорусская актриса Олеся Грибок выпустила книгу “Ты — суперагент. Менеджмент и продвижение актера”

Наши люди не в Голливуде

Еще классики пытались примирить разум и чувства, творческий порыв и рациональное начало, бескорыстный всполох таланта и холодную логику. Больше всего, наверное, в этом преуспел Пушкин. Фраза из “Евгения Онегина” “Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей” стала чуть ли не девизом хипстеров и денди. “Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать”, — этой сентенцией утешаются все более-менее успешные литераторы. Прочитал литератор ее вместо молитвы — и на бочок, баиньки. Что поделать, если умение продавать себя и свой труд — необходимое условие успеха. Целое поколение творческих людей не вписалось в этот крутой поворот.

Молодая белорусская актриса Олеся Грибок, которая обрела известность после показа сериала “Выше неба”, недавно выпустила неожиданную книгу “Ты — суперагент. Менеджмент и продвижение актера”. Олеся признается, что сама она — актриса начинающая, и писала эту книгу из добрых побуждений. Как понятно из названия, книга предназначена коллегам-актерам и всем, кто имеет отношение к современной киноиндустрии. Так сказать, сочувствующим.

Для Голливуда такие книги в порядке вещей. Для нас же более привычны труды и мемуары Константина Станиславского, Михаила Чехова, Федора Шаляпина, Фаины Раневской. Литература, в которой рассказывается не про формулы успеха, а про личный опыт. В этих книгах актеры раньше черпали вдохновение, примеряли судьбы великих на себя, пытались найти ответ на вопрос, как добиться успеха в лицедейской карьере. Потому в некотором смысле пособие Олеси — вещь новаторская. Грибок предлагает оставить в стороне все сантименты и подойти к построению карьеры не с изучения системы Станиславского, а, например, с грамотно составленного распорядка дня. С правильной самооценки и соответствующего ей образа жизни. На презентации книги она так обрисовала ее концепцию:

— Я попыталась дать конкретные ответы на вопросы, как выстроить стабильную карьеру в нестабильном мире кино. Уверена, актерам, людям творческим нужны свои формулы, алгоритмы действий. На их поиск не должны уходить годы, ведь они все известны. А наши актеры, к сожалению, до сих пор не знают, как правильно составить профессиональное портфолио или шоурил. Я изучила очень много информации из разных источников. На написание книги у меня ушло 7 месяцев. Хотелось бы, чтобы она стала стартом в изучении и обсуждении актерского менеджмента. Площадок для обмена информацией, к сожалению, очень мало. А нам этого не хватает.

У белорусских актеров нет агентов, и вряд ли они появятся в ближайшее время. А гонорары, увы, несопоставимы даже с московскими. Рынок киноиндустрии очень маленький. Основную работу дают сериалы, которые похожи друг на друга, как палочки “Твикс”.

— И как в советское время работали без агентов? — спрашиваю в кулуарах известную актрису Светлану Суховей, с любопытством пришедшую на презентацию книги.

— При каждой киностудии существовали актерские отделы. Они и выполняли эту функцию.

— Полезное дело сделала Олеся Грибок? — с легкой иронией в голосе интересуюсь я у актрисы.

— Чтобы судить об этой книге, сначала мне нужно ее прочитать, — интеллигентно ушла от ответа Светлана Суховей.


— Да, у нас достаточно маленький рынок, — соглашается Олеся Грибок. — Есть актеры, есть кастинг-директора, но агентов нет. И эта книга написана для тех, кто работает самостоятельно. Чтобы мы научились задавать вопросы: как мне лучше себя проявить, как мне стать брендом? Мне кажется, цивилизованная потребность в агентах уже появилась. Я стала первой, кто заговорил на эту тему. Может, получу за это много шишек. Я к этому готова. В моей книге много конкретного опыта моих коллег. Чтобы что-то изменилось, мы вместе должны научиться продавать себя, изучить индустрию, свои возможности.

Любопытно, что книга Олеси Грибок “Ты — суперагент. Менеджмент и продвижение актера” написана в форме американского комикса. Практически все известные голливудские блокбастеры основаны на комиксах.

У нас же искусство всегда ориентировалось на сказки и былины. На крупную романную форму. На отточенный литературный диалог вместо короткой словесной перепалки.


Опыт Олеси Грибок — интересный прецедент. Новое поколение белорусских актеров приходит в киноиндустрию с большими амбициями. Они хотят славы Джонни Деппа и Мерил Стрип. Хотя время для бодрого голливудского оптимизма в киносфере не самое удачное. Больших художественных открытий в белорусском кино в последнее время как-то не происходит. Правда, осторожный оптимизм вселила объявленная программа национального конкурса XXII Минского международного кинофестиваля “Лістапад”. Там много новых, совсем неизвестных имен. Кино, по словам отборщиков программы, снятое без больших бюджетов, просто на “коленке”, наконец, выйдет к зрителю.

И, возможно, Олеся Грибок со своей стройной теорией окажется тут весьма кстати.

Книгу Олеси Грибок, вероятно, будет полезно почитать не только лицедеям. В одной из глав автор задается вопросом: как избавиться от страха конкуренции? Другое дело, что все “голливудские формулы” позже микширует на нашей почве сама жизнь

Фото Даниила Анохина
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter