«Наши конкуренты – «серые операторы», и в деревню идти они не торопятся...»

ПОЧТА на селе больше чем государственное учреждение по доставке различной корреспонденции. Это еще и место для общения, обсуждения повседневных проблем. Вот почему деревенские жители так внимательно, можно даже сказать, придирчиво оценивают каждое новшество почтовиков. О сделанном, планах и задумках республиканского унитарного предприятия «Белпочта» наша газета попросила рассказать его генерального директора Ирину САКСОНОВУ.

Гендиректор «Белпочты» Ирина Саксонова — о современных аналогах почтовых отделений, нелегком труде почтальонов, нововведениях по выплате пенсий и беспределе со стороны нечестных интернет-перевозчиков

ПОЧТА на селе больше чем государственное учреждение по доставке различной корреспонденции. Это еще и место для общения, обсуждения повседневных проблем. Вот почему деревенские жители так внимательно, можно даже сказать, придирчиво оценивают каждое новшество почтовиков. О сделанном, планах и задумках республиканского унитарного предприятия «Белпочта» наша газета попросила рассказать его генерального директора Ирину САКСОНОВУ.

— Ирина Игнатьевна, сейчас «Белпочта» проводит работу по структурной оптимизации своей сети в сельской местности, модернизации технологических процессов. Наши читатели интересуются о сути происходящих изменений, на достижение каких целей они направлены?

— Справедливости ради замечу, что такие процессы происходят не только на селе, но и в городе. И там, и здесь они направлены прежде всего на расширение перечня оказываемых нами услуг, повышение их качества, укрепление экономики предприятия и эффективности его деятельности.

Замечу также, что перевооружением производства и модернизацией технологий мы начали заниматься не сегодня и даже не вчера. Автоматизировав все отделения почтовой связи, включив их в единую информационно-технологическую сеть, мы получили возможность внедрения целого ряда новых услуг, выведения уже существующих  на новый, более высокий качественный уровень, а также возможность значительно сократить бумажный документооборот в технологических процессах и при составлении отчетов. Все это позволило оптимизировать штат, сократить трудозатраты.

Но некоторые проблемы все же остались, и мы над ними работаем. Одна из таких проблем — это то, что значительные объемы посылок, писем, бандеролей и другой почты обрабатываются и сортируются вручную, причем делать это приходится в несколько этапов: в участках обработки почты, районных узлах, отделениях почтовой связи и т. д.  Чтобы максимально уйти от ручного труда и сократить неэффективные трудозатраты, поэтапно реализуется план автоматизации и механизации процессов. В рамках реализации этого плана уже закуплено письмосортировочное оборудование, которое позволит сортировать письменную корреспонденцию до доставочного участка. Планируется закупка машины для сортировки нестандартной письменной корреспонденции и посылок, перевозка почты с использованием контейнеров для сокращения сроков и трудозатрат на погрузочно-разгрузочные работы и многое другое.

— Как иногда показывает практика, оптимизация работы почтовых отделений, особенно в сельской местности, ваши экономически обоснованные новации не всегда встречают поддержку людей, которые живут в деревне. В редакцию «Белорусской нивы» время от времени обращаются сельчане с просьбами посодействовать, чтобы не закрывали их почтовые отделения. Чем можете их успокоить?

— В редакцию люди обращаются в крайнем случае. Сначала они пишут нам и спрашивают: что делать? Магазин закрыт, ФАП закрыт, школа закрыта, клуб давно не работает, а сейчас вот и почтовое отделение закрывают — негде будет собраться, поговорить.

С одной стороны, такие письма греют душу. Они — свидетельство сложившегося годами доверия людей к нам, и за это им большое спасибо. Но есть и  другая сторона — она в цифрах.  Сегодня две трети почтовых отделений составляют сельские — это 2661 стационарное и 153 передвижных отделений почтовой связи. Там работают около девяти с половиной тысяч человек.

В основном почтальоны. Каждый пятый из них занят менее четырех часов в день. Если учесть, что  в структуре заработной платы сельского почтальона  более половины  приходится на проходы, то есть на переход из одного населенного пункта в другой, то понятно, что ни о какой эффективности говорить не приходится. Во-вторых, нести на себе посылку или другую корреспонденцию за 10—12  километров в наше время просто не приемлемо. Транспортом гораздо быстрее и удобнее, особенно с учетом развитой инфраструктуры дорог в нашей стране. Что касается  сети стационарных  сельских отделений почтовой связи, то она сложилась даже не годы, а десятилетия назад. С тех пор произошло немало значимых изменений — это и миграция сельского населения, и оптимизация центральных усадеб, сельских Советов, которая произошла при организации агрогородков, и ряд других моментов. В результате этих изменений существующая сеть сельских ОПС значительно превышает нормативы, которые предусматривают одно ОПС на 2000 жителей. Из-за небольшого количества жителей в зоне обслуживания большинство отделений стабильно нерентабельны, то есть не зарабатывают даже на свою зарплату. Посудите сами: есть отделения почтовой связи, которые оказывают 3—15 услуг на одного жителя В ГОД! А ведь, кроме заработной платы, надо нести затраты на содержание здания, его ремонт, отопление, электроэнергию и так далее.  Из-за малого объема услуг такие отделения работают неполный день, как правило, это два-три часа. Поэтому, проанализировав все это, изучив международный опыт наших ближайших соседей из стран СНГ и европейских стран, мы приняли решение о необходимости оптимизации.

Но  сразу скажу, что деревня без почты не останется. Функции, которые возложило на нас государство, назначив национальным почтовым оператором, мы будем добросовестно выполнять. И поэтому, закрывая стационарные отделения, тут же предлагаем людям другие технологии предоставления услуг. В деревнях все больше появляется передвижных почтовых отделений. Благодаря их технологической начинке они могут оказывать такие же услуги, как и городские: электронные платежи и электронные денежные переводы, прием и выдача почтовых отправлений, реализация печатных СМИ, ТПС, лотерейных билетов, маркированной и немаркированной продукции и многое другое.

Чем еще хороши передвижные отделения почтовой связи? Я уже говорила, что большинство сельских отделений работают всего по два-три часа в день. Автомобиль же за это время способен обслужить не один, а несколько населенных пунктов по заранее составленному расписанию. В пунктах стоянки такого передвижного отделения для населения имеются в доступном месте режим работы, время стоянки и другая необходимая информация. Для того чтобы этот режим соблюдался, в настоящее время проводится установка на автомобили GPS-навигаторов. Недавно я сама выезжала в Речицкий район посмотреть, как там организована работа передвижных отделений почтовой связи, разговаривала с сельчанами. Так вот, все люди довольны новинкой.

Конечно, автомобиль к каждому дому почту не доставит. Ее, как и прежде, донесут почтальоны и при этом окажут целый ряд услуг, которые и ранее оказывали — это и прием подписки на дому, и прием платежей. Но сразу оговорюсь: содержать в штате работника, который, к примеру, за семь километров две газеты в деревню понесет, тоже нерационально. Есть мировой опыт, и мы с прошлого года начали его применять: автомобиль доставляет почту до населенного пункта, а до адресата ее доносит внештатный почтовый работник, с которым заключен договор. Этот метод хорошо зарекомендовал себя в прежние времена, и сейчас мы посчитали необходимым вернуться к нему. Кроме того, чтобы сократить затраты на нерациональные проходы, внедряется система моторизованной доставки почты (с использованием автомобиля), подвозки почтальона до доставочного участка или подвозка почты почтальону.

Таких технологий много. И их надо внедрять. Я уверена, что люди привыкнут, оценят и будут довольны тем, что предлагают сегодня почтовики.

— Недавно в одном из интервью вы сказали, что в ближайшее время человек сможет получить свою пенсию в любом почтовом отделении. Это правда? Насколько реальна такая услуга для сельчанина?

— Года, наверное, два назад многие наши клиенты высказывали нарекания на неудобства с квартплатой. Скажем, поехал человек на лето на дачу и никак не может заплатить за жилье. Нашим специалистам пришлось поработать, но, к их чести, с поставленной задачей они справились: сегодня этот вид платежей можно сделать, находясь далеко от дома.

Что касается пенсии, то здесь вопрос сложнее, поскольку программный продукт  мы разрабатываем совместно с Министерством труда и социальной защиты. Но тем не менее и с этой задачей мы постараемся справиться. Надеюсь, что уже с первого квартала будущего года начнется поэтапный переход выплат и пенсий в любом ОПС Минска и областных центров, а затем и по всей республике. Одновременно аналогичные нововведения планируется ввести и по денежным переводам. Вот такие у нас амбициозные планы. И мы обязательно их воплотим в реальность.

— Какие еще новые виды услуг может предложить сегодня «Белпочта» своим клиентам?

— Сразу оговорюсь, мы в этом деле не изобретали велосипед. Да это и не нужно. Многие из новинок уже успешно апробированы нашими зарубежными коллегами. К примеру, недавно у нас начала действовать бизнес-почта. Многим, наверное, не раз приходилось быть свидетелями такой картины: кто-то из офисных работников-посетителей приходит на почту с большим количеством корреспонденций, и очередь к окошку надолго замирает. Чтобы впредь такого не случалось, мы в столице, областных и крупных районных центрах создали отдельные структуры, которые занимаются обслуживанием только юридических лиц. Для них создана и отдельная линейка услуг — так работает весь мир. Это удобно для всех.

С нынешнего года юридические лица и индивидуальные предприниматели могут воспользоваться новыми услугами по перевозке и доставке товаров или грузов в любой населенный пункт Республики Беларусь по привлекательным тарифам, а также почтовым маркетингом, который позволит клиенту узнать потребности и уровень удовлетворенности потенциальных и имеющихся клиентов.

Услуги по доставке товаров почтой сегодня пользуются большим спросом. Учитывая тенденцию развития дистанционной торговли, в 2013 году на сайте РУП «Белпочта» начал работу интернет-магазин, где клиенты могут заказывать продукцию, не выходя из офиса, дома, и выбирать удобный способ доставки. В текущем году выпущены новые каталоги с широким перечнем товаров белорусских производителей. Организован прием заказов по электронной почте.

Особо отмечу, что белорусская почта уверенно занимает лидирующие позиции в мире, а качество оказываемых ею услуг высоко оценивается международными экспертами. Достойное подтверждение тому — недавнее присуждение РУП «Белпочта» сертификата S42 Всемирного почтового союза, другие награды, полученные коллективом нашего предприятия.

— Ирина Игнатьевна, белорусские почтовики, в отличие от многих их зарубежных коллег, пока не почувствовали жесткой конкуренции со стороны коммерческих структур. Почему, на ваш взгляд, частный бизнес обходит стороной вашу отрасль? Как отнесетесь вы к появлению на поле нового игрока?

— Да, юридически, и это зафиксировано в соответствующих документах, белорусская почта — монополист в своей отрасли. Фактически же конкуренция у нас жесточайшая. Беда только в том, что в основном это «серый рынок». Откройте Интернет — и увидите целую массу предложений по отправке и доставке корреспонденции. И мы, национальный оператор, поделать с таким беспределом ничего пока не можем. Новоявленные экспресс-перевозчики, которых, к слову, более двадцати, в деревню идти не торопятся и, наверное, в обозримом будущем не пойдут. Ведь там, в отличие от городов, их услуги затратны. Словом, они готовы собирать лишь сливки. А мы теряем доходы.

Европейские страны давно уже отрегулировали эти вопросы. Пытаются их решить Россия и Казахстан. Мы тоже не сидим сложа руки, и в ближайшее время будут приняты соответствующие изменения в Закон о почтовой связи.

Поймите правильно, я не против конкуренции. Она подстегивает повышать качество и снижать тарифы. И для клиентов, и для государства это благо. Но благо только тогда, когда конкуренция открытая, честная, цивилизованная. Должны быть установлены одни правила, регламенты, требования к качеству и… ответственность. Должна быть строго регламентирована деятельность каждого. К примеру, в настоящее время распространять рекламу, счета, печатные издания в почтовые ящики  могут кто угодно, только не почта. В результате услуги по распространению не попадают в государственную статистику, как и услуги экспресс-перевозчиков. Ну и тогда статистика говорит сама за себя: в Республике Беларусь на одного жителя в среднем приходится 48 писем в год, а, к примеру, в Австрии — 700 писем. Разница очевидна. И над этим надо работать.

— Сейчас в разгаре подписка на печатные СМИ на будущий год. В последнее время эти кампании практически всегда проходят трудно. Тиражи газет и журналов неумолимо падают. Кое-кто уже успел похоронить их. Хотелось бы знать ваше мнение на сей счет.

— Действительно, ежегодно печатные СМИ теряют в среднем два-три процента тиражей по подписке, и от этого, наверное, уже никуда не деться. Но, поверьте, на мой взгляд, газеты и журналы еще не сказали своего последнего слова.

Ваше издание специфично, оно рассчитано на сельского человека. И я думаю, что интерес к нему еще гарантирован многие годы. «Белорусская нива» найдет своего читателя. У нее есть будущее, потому что деревня нынче — самый читающий контингент.

— Спасибо за добрые слова. Успехов и удачи вам!

Беседовал Николай ЩЕРБАЧЕНЯ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter