Наши кары на «Дакаре»

Три экипажа «МАЗ-СПОРТавто» успешно финишировали на ралли-рейде «Дакар-2015»

Три экипажа белорусской команды «МАЗ-СПОРТавто» успешно финишировали на ралли-рейде «Дакар-2015», проходившем по территории Аргентины, Боливии и Чили
Три экипажа белорусской команды «МАЗ-СПОРТавто» успешно финишировали на ралли-рейде «Дакар-2015», проходившем по территории Аргентины, Боливии и Чили. Экипаж Александра Василевского занял 10-е место в общем зачете класса грузовиков, показав наивысшее за четыре года командное достижение. Два других белорусских экипажа расположились в общем зачете на 34-м и 41-м местах. 


«Дакар» не случайно называют гонкой на выживание. В течение двух недель экипажи проезжают более 8 тыс. километров полного бездорожья. Каждый день сулит новые сюрпризы: от барханов, в которых «утопает» даже грузовик, до горных перевалов, изматывающих не только людей, но и технику. За несколько дней грузовики могут подняться на гору высотой 3,5 тыс. метров, а потом стремительно спуститься на дно высохшего озера. Картина будет неполной без адской жары, которая особенно характерна для аргентинских этапов марафона. Белорусы вновь покоряют самый сложный и опасный автомарафон в мире. Крутые горные спуски, непредсказуемые дюны и аномальная жара — в таких условиях гонщики из «МАЗ-СПОРТавто» на равных соревновались с лучшими грузовыми экипажами планеты.

— Испытание бездорожьем — не для слабонервных. Порой нам приходится балансировать на грани риска и здравого смысла, — признается пилот команды «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович. — Вроде бы со стороны все выглядит забавно: несется грузовик, прыгает, взлетает и приземляется. Но, не побывав в кабине, не поймешь, как его трясет. Бывает, что раз в две минуты каждый член экипажа испытывает состояние нокаута, от чего даже в глазах темнеет.

Гонщики нередко теряют сознание, а на одной из трасс механик белорусской команды даже получил сотрясение мозга.

В этом году на ралли Беларусь представлена сразу тремя грузовиками: двумя основными экипажами и «быстрой техничкой», основная задача которой — помощь другим участникам. Всего же в «Дакаре» приняли участие около 30 белорусов: пилоты, штурманы, механики и даже спортивный медик. Основной целью для нашей команды было попасть в первую десятку лидеров. Но на это же рассчитывали и остальные 60 грузовых экипажей.


Трассу нынешнего «Дакара» организаторы сделали кольцевой — начинается и завершается гонка в Буэнос-Айресе. Между этапами экипажи собираются в бивуаках — временных городах, в которых организованы зоны ремонта, информационный центр, лазарет и столовая. Кормят гонщиков по-американски — в основном хот-догами и стейками. Такой рацион не всем по душе и по желудку. Так что для некоторых команд, в том числе и для «КАМАЗ-мастер», готовят личные повара.

Однако, какими бы калорийными не были блюда, гонщикам не избежать похудания. Из-за высоких нагрузок и жары члены экипажей за две недели теряют по 5—8 кило. Чтобы подготовить ребят к изнуряющим условиям «Дакара», в «МАЗ-СПОРТавто» даже разработали специальную диету.

Некоторые команды берут с собой дома на колесах, чтобы экономить время гонщиков. Однако это едва ли сравнится с номером в гостинице, в котором тебя ожидает сон на широкой кровати и горячий душ. Поэтому в перерывах между заездами белорусские гонщики останавливаются в отелях. А пока члены экипажей отдыхают, ночные механики устраняют неполадки.

Спортивные грузовики в Минске теперь будут не только создавать, но и продавать. МАЗ уже начинает выпускать раллийные автомобили для заказчиков. Гоночный болид обещают собрать вручную за полгода. Состоит спортивный автомобиль не из серийных, а из штучных комплектующих, которые изготавливаются по спецзаказу. 

Чтобы стать владельцем спорткара, придется раскошелиться: его стоимость в базовой комплектации составляет 350 тыс. евро. Впрочем, спортивные грузовики других производителей — вдвое дороже.

Пока заводские конструкторы работают над комплектацией, потенциальные заказчики стучатся в двери. Мазовский спорткар приглянулся покупателям из России и Туркменистана. Гоночный грузовик хотят приобрести и в Арабских Эмиратах — правда, не для участия в соревнованиях, а ради развлечений. В местной пустыне белорусскому «зубру», определенно, будет где развернуться.

Участие в «Дакаре» — это не только спартанские испытания, но и большие расходы. Только стартовый взнос обошелся команде почти в 294 тыс. евро, куда вошли затраты на транспортировку грузовиков и джип-поддержку во время гонки. В целом же годовой бюджет команды составляет около 2 млн. долларов. В него входят расходы на модернизацию спортивных грузовиков и взносы на участие в ралли-рейдах. Сумма хотя и немаленькая, но значительно ниже расходов других известных производителей.

Поскольку почти все подготовительные процессы протекают на территории завода, бюджет команды удается свести к минимуму. 

— Однако, с учетом далеко не самых благоприятных условий на рынке для завода, это существенные затраты. Поэтому мы активно работаем со спонсорами, — признается куратор команды Дмитрий Короткевич.

Вложенные в команду инвестиции отбиваются сторицей. Так, участие в «Дакаре» позволяет заводу привлекать новых клиентов: только за три года с момента создания команды продажи техники МАЗ в Южной Америке взлетели в пять раз. 

Во время ралли к нашим участникам часто подходят русскоязычные посетители, которые когда-то учились в Советском Союзе. Сегодня это генеральные директора, президенты компаний, то есть люди, принимающие решения. С некоторыми из них возникает взаимовыгодное сотрудничество.

Еще до начала гонки аргентинские бизнесмены изъявили желание организовать сборочное производство белорусской техники в городе под странным названием 25 Мая (25 de Mayo) в провинции Буэнос-Айрес. В ближайшие полгода инвесторы должны посетить Минск и подписать необходимые документы. При этом конкурировать с заводом в Венесуэле новое предприятие не будет — из-за географической удаленности и нацеленности на местный рынок, бережно охраняемый местными властями.

Цифры «Дакара»

8159 км составляет общая протяженность маршрута для грузовиков.

63 грузовика, 137 внедорожников, 161 мотоцикл и 45 квадроциклов участвуют в ралли.

140 км/ч — максимально разрешенная скорость для участников ралли.

5 часов в день в среднем спят гонщики во время марафона.

600 евро составляет штраф за превышение скорости.

5 литров воды выпивает каждый гонщик за ралли-заезд в жаркую погоду.

350—700 тыс. евро стоит спортивный грузовик для «Дакара».

Андрей ХУДЯКОВ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...