Валентина Матвиенко в Минске во время работы Первого форума регионов Беларуси и России.
– Российская Федерация и Республика Беларусь отмечают 2 апреля День единения народов России и Беларуси. Как вы оцениваете достижения российско-белорусской интеграции?
– Если взять в качестве главного критерия, что конкретно удалось сделать нашим государствам, странам в практической реализации целей, которые ставились при создании Союза Беларуси и России в 1996 году, то, считаю, оценка интеграции может быть только одна. Положительная.
Напомню цели создания Союза Беларуси и России. Это обеспечение устойчивого социально-экономического развития государств-участников на основе объединения их материальных и интеллектуальных потенциалов. Это повышение уровня жизни народов наших стран. Это укрепление отношений дружбы и сотрудничества Беларуси и России во всех областях. Это поэтапное движение к добровольному объединению России и Беларуси в Союзное государство при сохранении национального суверенитета государств – участников Союза.
Достигнуты ли эти цели? Несомненно. Союзное государство создано. Сформирована система его высших органов и текущего управления. Российско-белорусская интеграция опирается на солидную правовую базу. Она включает в себя свыше 150 договоров, соглашений, которые охватывают все ключевые аспекты двустороннего сотрудничества.
Увеличивается бюджет Союзного государства. С 2000 года он вырос в 2,5 раза. Средства бюджета, а также использование механизмов государственно-частного партнерства позволили за эти годы профинансировать почти 70 программ. Среди них такие важные для обеих стран программы, как развитие машиностроения, разработка и внедрение новых полимерных и композиционных материалов, химических волокон и нитей, создание устройств и систем космической техники, компьютерных технологий на базе мультипроцессорных вычислительных систем и т. д. Только в прошлом году осуществлялось 37 совместных программ, мероприятий. В текущем году бюджет утвержден в объеме порядка 5 млрд рублей. Из них 85% средств направляется на финансирование 36 программ, охватывающих как экономику, социальную сферу, так и перспективные направления научно-технического прогресса.
Беларусь – главный торговый партнер России на пространстве СНГ. По итогам 2014 года, двусторонний товарооборот составил 37,6 млрд долларов США. Это 4% в общей доле российского товарооборота.
В свою очередь почти 50% всей белорусской торговли приходится на Россию. Беларусь лидирует в СНГ по объему российских капиталовложений – 6,3 млрд долларов в 2014 году. Белорусские партнеры тоже немало инвестируют в российскую экономику – 2,3 млрд долларов.
Идет постепенное сближение правовых систем, формируется единое российско-белорусское пространство в области пограничного и таможенного сотрудничества. Созданы условия для обеспечения равенства прав граждан на территориях обеих стран. Достигнута тесная координация действий во внешней и оборонной политике.
Словом, интеграция России и Беларуси – это реальность. Она идет, углубляется, дает осязаемые результаты.
Конечно, экономическое и социальное развитие наших стран могло бы быть более устойчивым и динамичным.
Но не все зависит только от нас. Экономики наших стран – часть мировой экономики, а это не только возможности, но и риски. Достаточно вспомнить глобальный кризис 2008–2009 годов, ухудшение конъюнктуры на внешних рынках в минувшем году.
Все это сказывается на положении дел в экономике Беларуси и России.
Вместе с тем за эти годы мы имели возможность убедиться, что взятый почти двадцать лет назад курс на интеграцию России и Беларуси оправдывает себя. Мы видим, что стратегия сближения ослабляет воздействие на наши страны негативных процессов в мировом хозяйстве, обеспечивает экономическую и социальную стабильность, создает новые факторы движения вперед.
Сказанное не означает, что развитие в рамках Союзного государства полностью свободно от проблем. Ни один интеграционный процесс не протекает гладко, так как согласование, гармонизация национальных интересов в принципе дело непростое. Проблем хватает. Но они решаемы. За годы союзного строительства мы совместно решали конкретные вопросы сотрудничества с учетом взаимных интересов.
– Каковы приоритеты союзного строительства на современном этапе развития Союзного государства?
– Они четко сформулированы в постановлении Высшего Государственного Совета о приоритетных направлениях и первоочередных задачах дальнейшего развития Союзного государства на среднесрочную перспективу, на 2014–2017 годы. Не буду пересказывать этот документ, скажу только, что в нем определены те точки, опора на которые даст новый импульс развитию Союзного государства по всем ключевым направлениям нашего взаимодействия.
Особо отмечу углубление сотрудничества в сфере наукоемкого производства, высоких технологий, включая биотехнологии, в аграрно-промышленном комплексе. Ситуация в мировой экономике, введение экономических санкций против России еще раз показали, насколько важно для наших стран активизировать усилия, направленные на отраслевую и технологическую модернизацию наших экономик.
Именно под этим углом зрения мы формируем сейчас политику импортозамещения.
И здесь открывается широкое поле для сотрудничества наших стран как по линии фундаментальной и прикладной науки, опытно-конструкторских разработок, так и налаживания производства конкурентоспособной продукции, выхода с ней на внешние рынки. У нас уже есть успешный опыт в этом деле. По сути, мы уже вплотную приблизились к формированию единого инновационного пространства. Это позволяет придать такому нашему сотрудничеству системный и долгосрочный, по некоторым направлениям даже стратегический, характер.
Другая приоритетная задача – преодоление спада в российско-белорусской торговле, наметившегося по итогам последних двух лет. Несомненно, свою роль в этом сыграла неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. Вместе с тем порой снижение – результат наших собственных недоработок, из-за чего, в частности, возникают искусственные барьеры для свободного перемещения товаров. В документах, принятых по итогам Высшего Государственного Совета, намечены конкретные меры по снятию этих препятствий. Упор делается на углубление производственной кооперации, формирование единой промышленной политики и единого рынка. В этих целях утвержден План мероприятий по созданию дополнительных условий для развития торгово-экономического сотрудничества. Он предусматривает меры по упрощению взаимного доступа на рынки товаров и услуг российских и белорусских производителей, расширение участия поставщиков двух стран в государственных закупках.
Необходимо также дальнейшее совершенствование бюджетной политики Союзного государства. Нельзя мириться с тем, что из года в год средства бюджета используются не полностью или с нарушениями, что принятие решений о финансировании заведомо актуальных программ, проектов порой длится годами. Для успешного движения совместная бюджетная политика должна быть более гибкой, чтобы обеспечивать концентрацию финансовых ресурсов на важных направлениях технологического, экономического, социального развития наших стран.
Один из приоритетов союзного строительства – совместная миграционная политика. По сути, на территории России и Беларуси уже создано единое миграционное пространство. Наши граждане свободно совершают взаимные поездки по внутренним национальным документам, без прохождения таможенного и пограничного контроля. Государственная граница между Россией и Беларусью стала во многом условностью.
И, конечно, важнейшим приоритетом была и остается координация усилий в области внешней и оборонной политики, в вопросах безопасности. Здесь сделано немало. Мы еще раз могли убедиться в этом в феврале, когда Минск стал площадкой встречи в формате «нормандской четверки». Это признание авторитета Беларуси как полноправного субъекта мировой политики, международного сообщества. Александр Григорьевич Лукашенко во многом способствовал тому, что встреча увенчалась подписанием Минских договоренностей.
– Какие уроки должны извлечь страны-союзники из украинского кризиса?
– Кризис переживает Украина, а не Россия и не Беларусь. Так что уроки должна извлечь она сама, ее политики, элиты.
Мы же на примере Украины еще раз убедились, насколько важно, чтобы государство было государством, а не инструментом власти олигархических кланов, тех или иных социальных групп. Для этого оно должно быть ориентировано на обеспечение интересов всего общества, подконтрольно обществу, располагало полномочиями и инструментами, позволяющими надежно обеспечивать общественно-политическую стабильность в стране и национальные интересы на международной арене, противодействовать коррупции, стимулировать динамичное развитие страны. Мы в России выстроили именно такое государство, стоящее на страже интересов всего российского общества, многонационального российского народа.
– Какие проблемы могут возникнуть при одновременном функционировании двух интеграционных структур – Союзного государства и Евразийского экономического союза?
– Многие российско-белорусские наработки были использованы при формировании Таможенного союза, Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана, а затем и Евразийского экономического союза, который начал свою масштабную работу с 1 января текущего года. Как отметил Владимир Владимирович Путин, Союзное государство – одна из несущих опор нашей общей архитектуры евразийской интеграции.
Действительно, оба объединения не подменяют, а органично дополняют друг друга. Ни в экономике, ни в политике, ни в социальной сфере обоих интеграционных объединений нет почвы для того, что принято называть конфликтом интересов. Поэтому я не думаю, что возникнут какие-то большие проблемы, связанные именно с сосуществованием Союзного государства и ЕАЭС. Скорее, имеющийся опыт Союзного государства будет способствовать успешному решению задач, поставленных перед ними. Так что правильно было бы говорить не о проблемах, а об открывающихся новых возможностях для всех участников.