Наши два ответа ВТО

ЭКСПОРТ сельскохозяйственной продукции и продовольствия из Беларуси за прошлый год составил 4 миллиарда долларов. В 2012-м планируется взять пятимиллиардный рубеж. За счет каких факторов можно наращивать продажу за рубеж продукции АПК? Как удается достигать успеха в нелегкой конкурентной борьбе на внешних рынках? Отразится ли на экспорте вступление главного потребителя нашего продовольствия — России — в ВТО? Ответы на эти и другие вопросы внешнеэкомической деятельности предприятий сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности искал обозреватель «БН».

Оптимистический прогноз на экспорт сельхозпродукции может притормозить безжалостный рынок...

ЭКСПОРТ сельскохозяйственной продукции и продовольствия из Беларуси за прошлый год составил 4 миллиарда долларов. В 2012-м планируется взять пятимиллиардный рубеж. За счет каких факторов можно наращивать продажу за рубеж продукции АПК? Как удается достигать успеха в нелегкой конкурентной борьбе на внешних рынках? Отразится ли на экспорте вступление главного потребителя нашего продовольствия — России — в ВТО? Ответы на эти и другие вопросы внешнеэкомической деятельности предприятий сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности искал обозреватель «БН».

ЕСЛИ оценивать состояние экспорта сельхозпродукции в целом, то ситуация в этом году здесь складывается оптимистическая. За 7 месяцев (более поздних данных пока нет) за пределы страны продукции АПК реализовано на 2,8 миллиарда долларов, что на 13,6 процента выше уровня соответствующего периода прошлого года. Удельный вес указанной продукции в общем экспорте товаров из Республики Беларусь составил 9,6 процента. Основными товарами сельскохозяйственной отрасли, которые обеспечивают в целом около 72 процентов всего экспорта, являются продукты животноводства.

Приоритетен для АПК Беларуси рынок России. За январь—июль туда поставлено продукции на 2,3 миллиарда долларов, или почти 81 процент всего сельхозэкспорта, что на 12 процентов больше чем за январь—июль 2011 года. Россия закупает за рубежом продовольствия почти на 40 миллиардов долларов. Доля нашей страны в этой области сейчас составляет 10 процентов, хотя год назад эта цифра была 7,8.

Каким бы большим ни был российский рынок, но ориентироваться только на него нельзя. Тем более что тамошние компании постепенно наращивают производство продуктов питания. В этой ситуации нужна диверсификация экспорта. Как складываются дела в этой сфере у нас?

ОАО «ВЕРХНЕДВИНСКИЙ маслосырзавод» выпускает ежемесячно до 300 тонн твердых сыров, 60 процентов которых поставляет в Россию. Мощности загружены полностью. Больше экспорт основной продукции пока не увеличишь. Но предприятие одновременно производит и сухую молочную сыворотку. Этого товара теперь на российском рынке в избытке. В такой ситуации, по словам директора завода Петра Лавринова, предприятие решило начать его поставки на рынки стран Юго-Восточной Азии. Получилось. Теперь здесь думают над расширением экспорта в этот регион. По такому же пути пошли и некоторые другие предприятия отрасли, в частности, молочные заводы из Слуцка, Копыля, Березы.

Импортерами белорусской сельскохозяйственной продукции и продуктов питания является более 50 стран мира. Примером долгосрочного сотрудничества в этой сфере могут служить поставки сухого цельного молока в Венесуэлу. За 2009—2011 годы туда экспортировано более 26 тысяч тонн европейской продукции. В текущем году планируется поставить 10 тысяч тонн СЦМ, начата также реализация контракта на поставку 700 тонн масла животного.

Нынешний год стал знаменательным в плане выхода нашей сельхозпродукции на рынок Западной Европы. Большая работа здесь была проведена Министерством сельского хозяйства и продовольствия совместно с Министерством здравоохранения, Государственным комитетом по стандартизации и Министерством иностранных дел. В результате Генеральным директоратом по здравоохранению и защите прав потребителей Европейской комиссии (DG SANСO) официальная система контроля (надзора) за безопасностью пищевых продуктов в Республике Беларусь признана соответствующей Европейскому законодательству, и с 1 июля 2012 года разрешен ввоз на территорию ЕС молочной продукции четырех белорусских предприятий: ОАО «Савушкин продукт», ОАО «Березовский сыродельный комбинат», СП «Санта-Бремор» ООО, ОАО «Верхнедвинский маслосырзавод». Как сообщил директор последнего предприятия Петр Лавринов, сейчас прорабатываются варианты наиболее выгодных поставок продукции завода на рынки ЕС. Другие предприятия из этого списка также активно проводят переговоры с потенциальными покупателями, формируют перспективный перечень молочной продукции, которая может быть интересна потребителям.

К КОНЦУ 2015 года экспорт белорусской сельхозпродукции в денежном выражении планируется довести до 7 миллиардов долларов. Особенный прорыв намечается в молочной отрасли. Если в нынешнем году в стране будет надоено примерно 6,5 миллиона тонн молока, то к концу пятилетки этот показатель планируется довести до 10 миллионов тонн. Внутренний рынок уже давно полностью насыщен. Значит, весь прирост уйдет на экспорт. Не возникнут ли сложности с реализацией на внешнем рынке? В России в этой области у нашей продукции есть две проблемы. Первая заключается в том, что местные производители также наращивают выпуск молока. В связи с этим защитник их интересов — «Союзмолоко» — уже не раз делал заявления о необходимости ограничить поставки белорусской продукции на тамошний рынок. Насколько остро стоит этот вопрос?

Как считает начальник управления внешнеторговой политики и иностранных инвестиций Минсельхозпрода Беларуси Тамара Усачева, здесь больше шумихи, чем проблемы. Ведь существует договоренность между сельхозведомствами союзных стран о поставках молочной продукции, цифры здесь постоянно координируются. Нужны не громогласные заявления, а спокойная работа в тиши кабинетов. Так, кстати, не раз говорили высокопоставленные российские деятели, в том числе и первый вице-премьер Игорь Шувалов.

В июне этого года автор встречался с директором Департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза России Василием Шапочкиным и поинтересовался его взглядами на рост экспорта белорусской молочной продукции в Россию. Специалист оптимистично оценивает ситуацию. Он сказал, что белорусские сыры, масло и другие товары не только высококачественные, но и дешевле аналогов из иных стран. А это значит, что они в конкурентной борьбе будут постепенно вытеснять продукты своих соперников.

В последнее время в нашем обществе много разговоров по поводу вступления России во Всемирную торговую организацию. Это неудивительно. Ведь наши соседи в связи с этим шагом приняли на себя обязательства снизить ввозные пошлины на многие товары, в том числе и сельскохозяйственного назначения. Повлияет ли это негативно на наш экспорт в соседнюю страну?

Ничего страшного не произошло. В связи с тарифными обязательствами Российской Федерации перед Всемирной торговой организацией снижены тарифы в адвалорной величине на сухое обезжиренное молоко, сухое цельное молоко, молочные консервы на 5 процентов. Экспорт этих видов продукции в Россию за 7 месяцев текущего года — около 200 миллионов долларов, что составляет чуть больше 8 процентов от общего объема экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия из Республики Беларусь в Российскую Федерацию.

Незначительное изменение в сторону уменьшения в специфической ставке на масло животное на 0,11 евро за килограмм, сыры твердые — 0,28 , творог — 0,05, молочную сыворотку — 0,35 евро, по мнению специалистов, не окажет существенного влияния на снижение конкурентоспособности белорусской продукции и сокращение удельного веса импорта этих видов продукции из Республики Беларусь в общем объеме импорта России.

Кроме того, во втором полугодии наблюдается рост цен на основные виды молочной продукции. По состоянию на начало сентября по сравнению с первым полугодием текущего года увеличились экспортные цены на масло животное на 17 процентов, сыры — 8, сухое обезжиренное молоко —11, сухое цельное молоко — на 2,5 процента.

НО ОПТИМИСТИЧЕСКИЕ прогнозы в отношении экспорта в связи со вступлением России в ВТО вовсе не означают, что нужно сидеть сложа руки. По словам Тамары Усачевой, у нас должны быть два ответа на этот шаг. Необходимо непрерывно работать над удешевлением своей продукции и улучшением ее качества. Следует также вести активную маркетинговую политику, искать новые рынки сбыта, в том числе и за пределами России. Рынок не жалеет тех, кто останавливается в конкурентной борьбе.

Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter