Наши дороги должны быть идеальными

Штраф дешевле дорожного сбора. Не обернется ли игнорирование техосмотра валом ДТП?

С 2014 года автомобилисты разделились на два лагеря: те, кто прячется от инспекторов ГАИ, боясь штрафа за непройденный техосмотр, и те, кто оплатил. Камнем преткновения в бесконечных спорах в автомастерских и гаражах стала необходимость уплаты госпошлины за выдачу разрешения на участие автомобиля в дорожном движении. Одни считают ее слишком высокой, другие не согласны с тем, что деньги направляются в общий дорожный фонд, третьи сталкиваются с проблемами, когда им приходится платить по два раза. С апреля темой активно занимаются депутаты. Андрей Рыбак, председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно–энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Национального собрания, вместе с коллегами из профильных министерств проработал уже не одну версию, предложенную заинтересованными органами и гражданами.

ФОТО ВИТАЛИЯ ГИЛЯ

Одна из самых популярных — идея включить сумму сбора в стоимость топлива. Казалось бы, предложение справедливое. Ездишь больше — плати больше. Однако Андрей Рыбак видит ситуацию так: «Этот вариант, с одной стороны, очевидный, с другой — имеет минусы. Мы подсчитали, что в таком случае стоимость топлива из–за дорожного сбора увеличится примерно на 10 процентов. При этом «Белнефтехим» также имеет планы по повышению цены. В результате бензин у нас будет дороже, чем, к примеру, в России, к тому же страна станет непривлекательной для транзитных грузоперевозчиков». Еще один вариант — включить стоимость сбора в страховку. Но здесь мнение экспертов однозначное: водители перестанут покупать страховки. Так же как это произошло с прохождением техосмотра.
ФОТО ПАВЛА ЧУЙКО

Еще один вариант — превратить госпошлину в налог. Однако тогда, по мнению Андрея Рыбака, квитанции придут и тем, чьи авто не используются и давно гниют в гаражах. Несправедливо.

В долгих обсуждениях депутаты пришли к решению, которое выглядит достаточно революционно. «Мы предлагаем объявить уплату сбора по заявительному принципу. Не государство выявляет водителя и принуждает: заплати. А гражданин сам принимает решение: завтра я поеду на дорогу, поэтому нужно заплатить», — говорит депутат. Как это будет работать? «Мы не станем ни к чему привязывать сбор и не будем его администрировать», — предлагает Андрей Рыбак. Водитель оплачивает взнос на расчетный счет в банке. Автоматически номер его машины попадает в базу авто, которым проезд по дорогам разрешен. Фиксировать машины, выезжающие без оплаты, будут камеры фотовидеофиксации. А.Рыбак уверен, что их можно без особых технических сложностей настроить на беспрерывное наблюдение. С каждым годом камер появляется все больше. Значит, водителям будет сложнее избежать их. Так как сбор отвяжут от прохождения техосмотра, оплачивать его можно будет не сразу на год–два, а по частям: раз в месяц или реже, при необходимости.
ФОТО ПАВЛА ЧУЙКО

Но этот вариант пока остается идеей. А что думает на этот счет автомобильная общественность? Отчасти ее мнение выражает Белорусское общество автомотолюбителей. Его председатель Владимир Борбат пояснил корреспонденту «СБ»:

— Многие владельцы автомобилей считают, что более справедливо было бы привязать плату за право пользования дорогами к количеству пройденных километров. Введение оплаты дорог в стоимость моторного топлива представляется более объективным, многие согласны на подорожание бензина при отмене госпошлины. По некоторым прикидкам, при пробеге около 7 тысяч километров в год то на то и получится. Это лучше, чем введение отдельного дорожного налога с последующим контролем оплаты с помощью фотофиксации. Ведь на технику потребуются немалые средства, и взять их неоткуда, кроме как у автовладельцев.
ФОТО ВИТАЛИЯ ГИЛЯ

Председатель БОАМЛ сообщил и о вовсе парадоксальной ситуации с оплатой дорожной пошлины на учебные автомобили. Если им больше 5 лет, то проходить техосмотр необходимо дважды в год. С этим понятно, безопасность превыше всего. Однако почему каждый раз приходится вновь оплачивать в полном размере госпошлину на право за допуск к участию в дорожном движении, недоумевает Владимир Борбат.

ФОТО АРТУРА ПРУПАСА

Уже отмечалось: чтобы избежать уплаты дорожной пошлины, иные автовладельцы игнорируют техосмотр. Это их чадящие, гремящие и проржавевшие до дыр машины встречаются на дорогах. По данным УГАИ МВД, за 10 месяцев нынешнего года выявлено 168.648 случаев несвоевременного прохождения техосмотра. За тот же период прошлого года таких фактов было 143.178. Одна из причин — штраф за нарушение всего 1 — 3 базовые величины, а то и предупреждение. Это в разы меньше, чем дорожный сбор и стоимость самого техосмотра. Нужно отдать должное принципиальности инспекторов ГАИ, не закрывающих глаза на мелкие нарушения. Отчасти благодаря этому игнорирование техосмотра пока не обернулось валом ДТП из–за плохого технического состояния транспортных средств. Но снимет ли проблему отвязка техосмотра от платы за право пользоваться автодорогой?

Подобные коллизии сейчас тщательно анализируются в правительственных инстанциях. К обсуждению проблемы обещают привлечь и общественность. Но пока говорить о конкретных вариантах платы за дороги преждевременно. Ожидается, что новый порядок не будет введен в действие ранее 2019 года.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

По данным Министерства транспорта и коммуникаций, за январь — сентябрь 2017 года в счет средств, полученных за право на допуск к участию в дорожном движении, израсходовано:

— на строительство и реконструкцию автодорог — 39.059 тыс. рублей;

— на капитальный ремонт автодорог — 25.236 тыс. рублей.

А КАК У НИХ

В Сингапуре плата за проезд по автодорогам благодаря техническим средствам взимается практически за каждый километр пробега, примерно так же, как мы платим за электричество или за воду. Аналогичные эксперименты проводятся в США и ряде стран Европы, на очереди — Москва. Наряду с этим развивается сеть платных скоростных магистралей в городах и между ними.

isaenok@gmail.com

bibikov@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
российский автомобилист, песионный, Россия
Когда-то, на уроках истории, нам рассказывали, как в средневековье устанавливали плату за проезд по дороге того или иного князя или барона. Вот теперь и государство этим занимается, хотя регулярно собирает налог, в том числе и на содержание основных фондов. Называй как хочешь, но это просто налог и ничего больше. Любой специалист в эксплуатации автомобильной техники докажет всю бессмысленность с технической точки зрения технического осмотра автомобиля. Да и статистика  говорит о том, что из-за неисправности автомобилей происходит не более 2% всех ДТП, а по вине неправильных действий водителя почти 40%. Причем, чтобы провести бессмысленную процедуру техосмотра тратятся время, нервы, деньги. Все для формальной галочки, как красиво это не называй. Причем, все это понимают.
АЮВ
Что я и предлагал - от километража. Техосмотр проходить надо? Надо. Там и фиксируется показания спидометра (не путать со СПИДом). Раз в месяц ты ездишь или весь календарь. Только на дачу или таксуешь. Сколько проехал - столько заплати. И никакого подорожания бензина. Покупай "дешевый" бензин и катайся. Но, за сколько накатался - заплати.  
Вертикаль
Дайте мне Вашу зарплату и через неделю этот вопрос будет решён. Заниматься плагиатством и искать подсказки в "Ваш комментарий" как то не серьёзно. А Вы как считаете?
Дмирий, Минск
Сумма сбора должна подкрепляться ЛОГИКОЙ.
Правы ТЕ, кто уже давно заявляет, что сумма дорожного сбора должна быть пропорциональна километражу.
Проехал за год 100 км - одна сумма. - 1руб.
Проехал за год 10000 км - другая сумма. 100 руб.
Проехал за год 100000 км - третья сумма. 500 руб..... Допустим.
Километраж вне Беларуси - не засчитывать. Как это сделать пусть думают.
А иначе - полная спекуляция и вытряхивание карманов.
Кто ездит - тот и платит.
Господа депутаты, я понимаю, что здравый смысл принесет меньше денег в бюджет.
Но а где такое понятие, как честность.
И хватит лицемерить.
АЮВ
Напомнил мне "российский автомобилист" средневековый закон о плате за проезд по мостам. Через реки, овраги, буераки строили мосты. По земле ехать и ехать. Бесплатно. Дорог тогда не строили. Где поехал, там и едешь. Лишь бы не по жнивью. А через овраг нужен мост. Строительство стоит денег? Да, стоит. Я построил, для вашего удобства. Потратил деньги на материал, плату строителям. Мне надо их вернуть? Конечно. Заплати за проезд. И это справедливо. Правда? И вот феодалы стали строить мосты прямо на проезжей дороге. На ровной земле. И брали плату за проезд по этим сооружениям. Всё по закону. Ты же проехал по мосту. За проезд по мосту плата установлена. А чтобы мост объехать было нельзя, он же на земле, ставили своих стражников, которые никого в объезд не пускали. Так-то.  
алекс, 69, ес
..... недавно прочитал в одной из прибалтийских газет , что депутаты Национального собрания Беларуси ездят для обмена опытом и "налаживания деловых связей" в такие города Евросоюза  как например Кохтла Ярве. Если кто не знает Кохтла Ярве- это бывший малонаселенный городок в Эстонии основным занятием которого было добыча сланца. Сегодня это типичное захолустье , где не то что добычи сланца -добычи биологических удобрений днем со огнем не сыскать. К чему я это говорю. Говорю и ради шутки и в качестве упрека к братьям своим землякам: ну сколько же можно изобретать велосипед??? Почему не учитесь у лучших. Почему не ездите в Финляндию или Норвегию , Чехию в конце концов. Это наш  масштаб. Там вас с привеликим !!! удовольствием встретят коллеги и безвозмездно!!! поделятся  огромным и очень продуктивным опытом по сбору всевозможных налогов. Техосмотр святое!!!! Цена до 100 евро за авто раз в 2-3 года. Авто старше 10 лет раз в год. Нет техосмотра машину на прицеп, снятие номеров и на платрную стоянку пока сам не отправиш ее на техосмотр, а потом еще и в мастерскую если что не так. Или на свалку . Это нужно прежде всего для безопасности самого владельца. Это и рабочие места и высокие технологии по оборудованию пунктов техосмотра. Дорожный налог это только цифра в  четырехзначной цене бензина. Кому первая-продавцу, после запятой кому?? после десятой кому ??  ну а четвертая -сам бог велел Департаменту шоссейных дорог. Причем каждый день с каждой бензоколонки автоматом. Но для этого нужны и бензоколонки льющие с точностью до 100 граммов плюс имеющие умное програмное обеспечение. Это что проблема для белорусской промышленности, если вы уже робытыте в оборонке чудеса????
И хочу добавить еще насчет клюшек. Не дило это! Засмеют  вас, если узнают. Вам это надо??? Делайте но как эксклюзив для музеев народного творчества " в печали". Но! Удачи!
пенсионер АЮВ, за 60, Россия
Хотите платите, я не против. Только те мосты были частные, а в Белоруссии они государственные. Каждый гражданин оплачивает их вне зависимости есть машина или нет. Хорошо, что вы такой сознательный. готовый оплачивать сверху. И за ненужный техосмотр и за транспортный налог и за акциз на бензин, вообщем за все!
Евгений, 62, Могилевская обл.
АЮВ, Так ведь опять не поедут на техосмотр кто и сейчас его игнорирует! Считаю-включить налог в стоимость топлива.У меня п.м.-1510 кг., у соседа-1490 кг.Я заплатил налог 138р., сосед 74р.К илометраж за месяц наезжаем примерно одинаковый.Как говорится-почувствуйте разницу! У меня есть знакомые которые выезжают на машине 2-3 раза в месяц , а я практически ежедневно-но налог платим одинаковый.
Евгений, 62, могилевская обл.
И о третьем моем соседе,который постоянно на заработках в Москве, куда едет на своем автомобиле.Домой приезжает на 2 дня 3 раза в месяц. Как ему считать километраж, если он 24 дня в месяц " бьет" Российские дороги?
Игорь, 41, Климовичи
Единственно верный вариант - включить этот сбор (или налог) в цену топлива. Сразу халявщики завоют :).
Многие белорусские автомобилисты согласны с этим вариантом.
Боитесь что транзитников станет меньше? Ну так проработайте механизм скидок к цене топлива для этой категории. Вычитайте эти проценты. Все сейчас реально возможно.
Все остальные варианты с камерами фиксации, разделением платежа по частям и т.д.  - это все от нежелания действительно справедливо решить данную проблему. Камер надо больше ставить, но все равно все дороги, особенно в глубинке не перекроешь. А это очень большие деньги.
Я знаю автолюбителей которые не платят этот дорожный сбор и не проходят техосмотр годами. Один из них на вопрос а почему ты так делаешь, ведь поймают? Ответил: "За три года заплатил штраф два раза. Сумма штрафов 50р. Экономию сам посчитаешь?".
Да и не будет ГАИ гоняться за каждым таким нарушителем, у них, после "оптимизаций" количество экипажей ДПС уменьшилось. Но в тоже время автомобилей на дорогах увеличилось значит и работы по разбору ДТП прибавилось.
Также появилось множество возможностей избежать встречи с ДПС. Это такие как: группы в соцсетях, где делятся информацией о постах ДПС. Различные приложения типа Зилья на смартфон, где также в реалтайм делятся инфой о постах ДПС. и т.д.
Призывать этих сограждан-халявщиков к совести и гражданской позиции  - пустая трата времени. Ведь пока есть возможность нарушить закон и избежать наказания - они будут это делать. Деньги в кармане лишними не бывают.
Да и еще есть одна категория автовладельцев, которая не платит (и не будет) дорожный сбор и не проходит ТО. Это те кто имеет машину на российских номерах. Вопрос актуален особенно в приграничных районах.
Вот этим лицам уж точно Закон не писан. Мало того, что  ни сборы ни платят, ни ТО не проходят, так и делают с машиной что захотят. Тонируют стекла по кругу, ставят дополнительный свет, переделывают подвеску, меняют моторы, электрику и т.д. В общем извращаются как хотят. И их никто не трогает. Потому как ездят по доверенности, а владельца в России никто искать не будет, да и не должны. Получается, что российские номера - охранная грамота?
Так что ув. Андрей Рыбак, вот Вам и еще пища для размышления....
генри, 75, пинск
патратили усего 64000 рублей а если прикинуть скоко в стране автомобилей включая и гостехнику тосбор за дароги будет не тысячы а милионы. Аза эти деньги дароги можна золатам пакрыть
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?