Наши дайверы знают, где раки зимуют

В последнюю пятилетку в стране все популярнее становятся активные виды отдыха, причем многие из них можно заслуженно назвать экстремальными.
В последнюю пятилетку в стране все популярнее становятся активные виды отдыха, причем многие из них можно заслуженно назвать экстремальными. Любители острых ощущений прыгают с парашютом, штурмуют отвесные стены городских построек, исследуют подземелья, те, что поглубже и потемнее. В общем, руководствуются принципом: жизнь - не те дни, которые мы прожили, а те, которые запомнили. Но, наверное, самым интригующим для обывателя видом активного отдыха остается дайвинг - погружение с аквалангом на дно морское. Морей, кроме Минского, у нас нет, поэтому полюбоваться красотами морской подводной жизни отечественные дайверы отправляются в жаркие страны. Как минимум к Черному морю, но лучше - к Красному, которое заслуженно считается Меккой любителей подводного плавания.

Как у людей "жабры сохнут"

- Если говорить о красках и экзотике, безусловно, море ими больше насыщено, чем река и озеро, - рассказывает руководитель одного из минских дайв-клубов Андрей Лихачев. - Но это не означает, что у нас в Беларуси смотреть нечего. Я неоднократно приглашал в гости дайверов, которые практически всю жизнь провели возле Красного моря. Для них погружение в наши озера - экзотика. По сути, египтянин, исследующий флору и фауну Браславских озер, получает такие же впечатления, что и белорус, погружающийся в воду у какого-нибудь кораллового рифа. Заморский дайвер впервые видит щуку и говорит, что она напоминает барракуду, рак у него ассоциируется с крабом или лобстером. В общем, есть ему на что полюбоваться. Я уже не говорю о подледном погружении, со своей особой поэтикой, чего египтянин в принципе не может себе позволить.

Конечно, с аквалангами ныряли и 10 - 15 лет назад, когда дайверы еще назывались аквалангистами. И до сих пор ныряют со старой досаафовской и осводовской подготовкой. Но тем не менее с каждым годом становится все больше людей, которые погружаются с современным снаряжением и подготовкой. Растет и спрос на погружение в Беларуси. Ведь даже самые состоятельные дайверы не могут ездить 10 - 20 раз в год нырять в теплые моря. Подводники говорят: "жабры сохнут". Это когда после продолжительного перерыва неодолимо тянет опуститься под воду, не важно, где.

Насколько это интересно? Сравнивать "нырялку" в озере и в море в принципе нельзя. Каждый водоем интересен по-своему. Есть масса людей, которые любят нырять в озерах, и самое главное - такие погружения доступны каждому, в любое время года, даже зимой.

На дне белорусских водоемов тоже немало интересного: затопленные дзоты времен Великой Отечественной войны или, к примеру, "утонувшая" телефонная будка. Конечно, изучать погибшие корабли куда интереснее. Но дзоты и будка здесь, под боком, а корабли - где-то далеко. Кроме того, для дайвера немаловажную роль играет накопленный опыт. Здесь, как у летчиков: чем больше налет часов, тем выше квалификация. И для дайвера каждый час под водой - это квалификация, опыт, мастерство. Дайвер с "налетом" в 50 часов и дайвер с 200-часовым стажем - люди с разных ступенек "подводной иерархии".

Еще совсем недавно у нас слово "дайвер" никто не знал. Сейчас о том, что дайвинг развивается, говорят факты - в Интернете появилось четыре белорусских сайта, посвященных дайвингу, существует несколько клубов, объединяющих любителей посмотреть на жизнь под водой. Пять лет назад в стране не было ни одного дайвера, имеющего международный сертификат, сейчас их более тысячи.

На дне озера Волос живет ровесник мамонта

Но не стоит прибедняться - в подводной Беларуси есть что посмотреть! В наших озерах обитает огромное количество интересных живых организмов. Скажем, вы знаете, что у нас водятся даже реликтовые ракообразные - маленькие, в сантиметр длиной рачки, которые живут на дне озера Волос еще со времен мамонтов? К слову, озер с такой уникальной ихтиофауной - всего несколько в мире! А вы хотите удивить нас акулами - их же сотни тысяч по всей планете! Поэтому фраза "показать, где раки зимуют" для меня не аллегория - я действительно видел, где и как они зимуют! Это просто шоу - как они панцири весной меняют, как икру мечут. Дайвинг помогает человеку лучше понять окружающий мир и свое место в нем.

По мнению Андрея Лихачева, самая загадочная белорусская рыба - знаменитый угорь.

- Для обывателя угорь - не рыба. Это дорогой копченый кусок мяса, который продают бабки на обочинах. Колбаса своего рода. А ведь чертовски любопытная рыба. Достаточно сказать, что размножается только в Саргассовом море. Теперь в наших озерах живет угорь, выросший из личинок, которые были запущены в воду 10 лет назад. Много раз я встречал угря на воле, видел, как он охотится, как плавает и спит, наблюдал за норами "морской змеи". Очень многое получилось заснять. Быть может, про "царя" Браславских озер и Нарочи в скором времени удастся смонтировать целый документальный фильм.

Прошлой весной белорусские дайверы включились в международную акцию очистки водоемов, которая проводится на базе клубов и дайв-центров, занимающихся обучением подводному плаванию. Ежегодно, в самом начале лета, группа энтузиастов выезжает на водоемы и очищает их дно от мусора. У нас такая акция прошла впервые. Кстати, среди банок, покрышек от колес автомобилей и полиэтиленовых мешков попались и более интересные находки - колесо от кареты или пушечного лафета наполеоновских времен.

- Говорят, что дайвинг - занятие только для богатых. Это неправда. Главное - захотеть увидеть подводный мир, - считает Андрей Лихачев. - Я первый раз примерил акваланг еще в советские времена - о погружениях к коралловым рифам тогда разве что мечтать можно было. Но, несмотря на это, нырять было очень интересно. Сейчас дайверу все карты мира в руки! И дело даже не в деньгах. Ведь можно купить новый акваланг (это действительно обойдется в копеечку), а можно обойтись подержанным. Таких предложений в Беларуси сейчас много. И неудивительно - даже в Европе очень популярны магазины подержанного спортивного снаряжения. Да и снаряжение можно поискать отечественное. В конце концов, для любителей-бессребреников есть фридайвинг - очень уважаемый подводниками спорт, где не требуется акваланг: маска, ласты, гидрокостюм, а остальное зависит только от вас!

Справка "СБ"

Дайвинг - любительское подводное плавание с аквалангом. Его не стоит путать с водолазным делом, так как водолаз - это прежде всего профессионал, прошедший спецподготовку, тренированный к погружениям в скафандрах на большие глубины и проведению там специальных работ. Дайверы же - это просто здоровые, увлеченные люди, погружающиеся с аквалангом на глубину до 40 метров для разглядывания и съемок подводных красот. Подводным плаванием они занимаются исключительно ради удовольствия. Кроме того, дайвинг следует отличать и от подводной охоты с аквалангом. По мнению многих дайверов, охота на рыбу с аквалангом - это уже не охота и не спорт, а просто какой-то расстрел подводных обитателей, его ценители красоты принять не могут. Однако они не противники подводной охоты в чистом ее виде - с маской и трубкой. Поэтому зачастую утром дайверы могут под водой любоваться щуками и раками, а на ужине представители этой живности присутствуют на столе.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter