Нашествие ложных доносов

Кто   переусердствовал   на   поприще   криминального   вранья?

Кто   переусердствовал   на   поприще   криминального   вранья?

Жизнь есть жизнь, и каждого из нас в ней поджидают не только успехи и достижения, но и неудачи, потери, досадные происшествия. Кто-то мужественно и стойко переносит их, кто-то начинает искать виноватых. Порой это выражается в форме ложных заявлений в правоохранительные органы о совершенных преступлениях. Какой размах приобрели злодеяния такого рода на транспорте? В чем их причины? В каких ситуациях люди чаще всего идут на криминальный обман? Эти вопросы журналист «Р» адресовал первому заместителю Белорусского транспортного прокурора Владимиру РЕУТСКОМУ.

— Действительно, — согласился Владимир Александрович, — данная проблема в последнее время во весь «голос» заявила о себе. На транспорте в прошлом году зафиксировано 39 таких фактов. Одно дело за другим мы вынуждены возбуждать  по статье 400 Уголовного кодекса Беларуси («Заведомо ложный донос») и нынче. Есть серьезные основания поднять эту проблему в печати.

Приведу наглядный пример. Двадцатилетний парень Владимир Пастуховский поздним зимним вечером ехал в электропоезде Минск—Брест. На перегоне Койданово—Фаниполь в вагон зашли ревизоры, проверявшие наличие проездных билетов. Билета у Владимира не оказалось, и он не нашел ничего лучшего, как заявить, что пострадал от преступления – грабежа, а потому и остался без денег в кармане.

В помещении дежурной части Минского ОВДТ Пастуховского предупредили под роспись об уголовной ответственности за ложный донос. Тем не менее он продолжал твердить о том, что днем на железнодорожной станции Береза в отношении его был совершен разбой.

Милиция занялась заявлением о совершенном преступлении. И вскоре выяснила, что никакого разбоя-то и не было. Потерпевший стал обвиняемым. А затем и вынужден был держать ответ перед судом. Где полностью признал свою вину и раскаялся. Суд принял это как обстоятельство, смягчающее ответственность обвиняемого. В. Пастуховский в итоге признан виновным в заведомо ложном доносе, совершенном из корыстных побуждений. Ему назначено наказание в виде двух лет ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа.

Из-за собственной дурости (иначе не скажешь!) парень получил клеймо в виде судимости на всю жизнь. Экономия на билете и вранье  в итоге очень дорого ему стоили.

 Н. Мышко в Молодечненском ОВД на транспорте под роспись предупредили об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Тем не менее она  заявила дознавателю И. Ивашинко, что неизвестный тайно похитил у нее золотые украшения и причинил материальный ущерб на сумму 800 000 рублей. П. Остапович, С. Старыгин, Ю. Жуковский, Г. Гресь и другие в аналогичной ситуации доказывали, что в поезде у них украли мобильные телефоны. А. Купрацевич «гнал мульку», утверждая о хищении у него в пассажирском поезде Москва — Брест портмоне и паспорта. А. Мисаревич в дежурной части Октябрьского РОВД Гродно сделал заведомо ложный донос о том, что неизвестный с применением насилия открыто похитил у него документы и 1500 долларов. По словам Т. Масаловой «преступники» с применением насилия забрали ее дамскую сумочку с 7000 российских рублей, белорусский паспорт, московскую регистрацию и пропуск на работу.

Анализ ложных заявлений граждан показывает, что чаще всего они пишутся по поводу хищений мобильных телефонов и документов, в том числе и паспорта. Граждане хотят избежать уплаты штрафа за утерю паспорта по личной невнимательности и обращаются в правоохранительные органы с ложными заявлениями о хищении этого документа. Что обычно приводит к печальным последствиям: вместо административной ответственности  приходится отвечать по статье Уголовного кодекса.

Конечно, ссылки на кражи рождаются не на пустом месте. Есть такой бич на транспорте. Только за  прошлый год в пассажирских и пригородных поездах зарегистрировано 527 краж, на железнодорожных вокзалах и станциях — 496 таких преступлений.  А каждое третье преступление такого рода совершено в отношении потерпевших, находящихся в состоянии алкогольного опьянения или же во время сна. Во многих случаях кражи стали возможны по вине самих потерпевших, безответственно относящихся к сохранности своего имущества.

С целью предупреждения совершения краж личного имущества пассажиров в поездах правоохранительные органы предложили руководству Белорусской железной дороги устанавливать блокираторы замков купе в пассажирских поездах белорусского формирования. Эти приспособления уже активно устанавливаются.

Отреагировали руководители и на другие предложения – установить видеокамеры в поездах белорусского формирования. Пассажирские составы уже оборудуются системами видеонаблюдения. Все это в итоге будет способствовать уменьшению краж на железнодорожном транспорте.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter