За право верить в чудо мы платим безымянными добрыми поступками

Наше право верить и знать

Вечером 22 декабря (25 кислева) во всех еврейских общинах и во многих домах зажгутся ханукальные огни. Эти огни напоминают нам о победе над теми, кто не позволял соблюдать традиции, учить Тору, совершать данные Всевышним заповеди. Эти огни не только святы, они напоминают нам о страницах истории, в которых были боль и война, равно как вера и победа. Детям расскажут о чудесном кувшинчике с маслом, содержимого которого хватило на 8 дней. В семьях будут вкушать пончики и оладьи (латкес). На территории Беларуси Ханука пройдет в десятках общин и школ. Будет и концерт в Белгосфилармонии, и службы в синагогах, и развлекательно-познавательные мероприятия с участием раввинов, да еще множество того, что говорит о важности чуда и света как в традиции, так и в нашей жизни.

История праздника непростая, как и история каждой победы. В иудейский канон Танаха не были включены книги Маккавейские по ряду причин. Спустя несколько веков после событий о чудесном аспекте праздника мы читаем в Талмуде, в котором даже нет отдельного трактата на этот праздник. В Хануку мы даем детям не подарки, а деньги, мы даже позволяем им играть в ханукальный волчок дрейдл, что некоторые считают первым шагом к казино. На сам праздник нет конкретного чтения из источников, как в другие праздники. И после поверхностных исследований создается впечатление, что чудо Хануки какое-то искусственное, что что-то нам недоговаривают.

Но это не так. Да, есть несколько версий истории праздника, его акценты с веками менялись, да и сегодня это не только свечи, волчок и пончики, а торжественные и в то же время занимательные мероприятия. Но разве современность с ее динамикой и конкуренцией победит незабываемые чувства света и праздника, подарков и чуда?

Иногда спрашивают, есть ли некий сказочный герой в Хануке, как Дед Мороз, Снегурочка и снеговик, или это только светильник и ханукальный волчок? Ответ и да, и нет. Для меня Ханука — это память о неизвестном солдате. И не потому, что нет портретов и цитат храбрых маккавеев. А потому, что за право верить в чудо мы платим не только ханукальными деньгами, но и безымянными добрыми поступками. Наша память говорит, что нельзя забыть то, ради чего погибали наши предки. Безымянный солдат — это не только символ. Это право верить в дар памяти и уважения, чудо мирной жизни, свет знаний. Ханука, как и другие праздники, — это наше право верить и знать. И это право даровано нам Всевышним, нашими предками и будет передано потомкам.

Раввин Григорий Абрамович
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter