Андрей Худык посадил больше тысячи деревьев, хотел жить в тайге, но все сложилось иначе…

Наше общее дело

Природа Синеокой поистине удивительна, а ее живописные пейзажи, чистые реки и озера, уникальные болота и лесные массивы, богатые флора и фауна не оставляют равнодушными ни самих белорусов, ни наших гостей. Не зря одним из перспективных направлений сегодня считается экологический туризм. Да и недра наши не такие скудные, как принято считать, — не надо прибедняться. Однако поддержание всего этого «хозяйства» в идеальном состоянии требует серьезной и кропотливой ежедневной работы, чем, собственно, и занимаются наши природоохранные ведомства, ученые, экологи. О личном и государственном мы беседуем с министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Андреем Худыком.

По обоюдному согласию

— Андрей Павлович, министр — человек государственный, на нем лежит огромная ответственность за вверенную ему сферу деятельности, в том числе персональная. Но об этом чуть позже. А в начале нашей беседы хотелось бы затронуть тему выбора профессии, поскольку только-только в школах закончились выпускные экзамены, впереди — вступительная кампания. Честно говоря, далеко не каждый вчерашний школьник уже определился со своим выбором. А вы быстро поняли, чем хотели бы заниматься по жизни?

— Как у всех мальчишек-романтиков, у меня были мысли стать космонавтом. Когда подрос, мечтал работать лесником, жить в тайге. После восьми классов поступил на геолога, но учиться не довелось. А во время службы в армии успешно сдал экзамены и поступил во Львовское высшее политическое училище на журналиста — тогда я публиковался в издании «Воздушный часовой» в Минском 49-м радиотехническом полку. После поступления мне пришли сразу две повестки: одна на учебу во Львов, а другая о демобилизации. Я выбрал второе и поехал домой. Так сложилась моя судьба.

В целом могу сказать, что долго искал себя в профессии, но не теоретически, в мыслях, а в реальных действиях: изучал новый материал, готовился к экзаменам, успешно их сдавал.

— Действительно, судьба. А ведь могли бы быть с вами коллегами-журналистами. Но в результате вы окончили в 1987 году Ленинградский сельскохозяйственный институт. Как давалась учеба?

— Могу с уверенностью сказать, что учеником и студентом я был примерным, начиная с первого класса и заканчивая академией в Москве. Документальное подтверждение этому — красный диплом, полученный в Первопрестольной. Правда, учебу в ленинградском вузе с отличием завершить не удалось, но и там у меня были высокие баллы. Я всегда старался постигать науку, что называется, на совесть, получать как можно больше знаний, чтобы стать настоящим специалистом. Думаю, мне это удавалось, и я спокойно брался за любую предложенную мне работу с уверенностью, что справлюсь с ней.


— Четверть века вашей трудовой деятельности связана с сельским хозяйством, начиная с механизатора до председателя райисполкома. В этой сфере есть место для творческого подхода?

— Во время работы агрономом я старался экспериментировать, закладывать опытные поля, несмотря на то, что в хозяйстве это сильно себе не позволишь — надо заниматься производством, обеспечивать продукцией. Но мне удавалось совмещать эти два направления деятельности. Считаю, что, будучи агрономом, я многого не успел сделать, но, опять-таки, жизнь распорядилась иначе. Однако и сегодня на посту главы Минприроды я продолжаю применять творческий подход в своей работе, стремлюсь к внедрению инноваций в природоохранной отрасли.

— Агроном — человек от земли, умеющий ценить ее и любить. Так что природные ресурсы, охрана окружающей среды — явно не чуждые вам направления. И все же, чтобы закольцевать тему, на ваш взгляд, вы выбрали профессию или профессия выбрала вас?

— Специальность агронома я выбрал сам. В дальнейшем меня избрали председателем колхоза на общем собрании — начались моя деятельность в должности руководителя и карьерный рост. Думаю, в плане выбора профессии все было по обоюдному согласию.

За чистое небо, прозрачные воды

— Андрей Павлович, управлять погодой не во власти даже профильного министерства. О климатических изменениях мы слышим не первый год, и их можно наблюдать, что называется, невооруженным глазом. Вопрос хоть и спорный, тем не менее человечество тоже сильно нагрешило, порядком «закоптив небо». А чтобы оно стало чище, нужны коллективные усилия всех стран.

— Последние шесть лет Беларусь является стороной Парижского соглашения, имеющего непосредственное отношение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата и регулирующее меры по снижению содержания углекислого газа в атмосфере. И мы сегодня успешно выполняем План мероприятий по реализации положений этого соглашения. В частности, до 2030 года Беларусь планирует сократить выбросы парниковых газов на 35 % к уровню 1990 года, причем без привлечения дополнительного финансирования.

Развитие атомной энергетики тоже призвано внести весомый вклад в сокращение этих выбросов: с вводом в эксплуатацию двух блоков ­БелАЭС они должны сократиться более чем на 7 миллионов тонн в год. Кроме того, в нашей стране активно развивается область возобновляемых источников энергии. К уровню 2010 года выработка энергии с помощью ветра, солнца и воды увеличилась 15-кратно, а энергии из биогаза — в пятикратном размере. За истекшие шесть лет в Беларуси построено 25 фотоэлектрических станций, 5 гидроэлектростанций, 36 ветроэнергетических установок, 11 биогазовых комплексов.



— Каких еще успехов удалось добиться за прошедшие годы?

— У нас улучшилось общее состояние бассейнов рек Днепра, Западной Двины, Немана, Припяти, стабилизировалось состояние водных объектов бассейна Западного Буга. Всего этого удалось достигнуть в результате государственной политики, которая проводится в области использования и охраны вод.

За последние годы наша страна стала значительно зеленее, этот показатель составил 40 % в 118 городах и районных центрах. В прошлом году было высажено более миллиона деревьев и кустарников, в планах — вести эту работу еще более масштабно.

Напомню, в 2021 году Минприроды был разработан, а сегодня успешно воплощается в жизнь Национальный план действий по развитию зеленой экономики на ближайшие четыре года. Также мы ограничиваем использование пластиковой упаковки, поэтапно снижаем ее использование и замещаем на экологически безопасную. Кстати, использование и продажа одноразовой пластиковой посуды запрещена в объектах общественного питания с 1 января прошлого года.

В этом году Минприроды разработало принципиально новый эффективный механизм взаимодействия с бизнесом — заключение «экологических» соглашений. Так, в апреле мы подписали договор о сотрудничестве по снижению использования пластика с торговой сетью «Евроопт» и Белорусским республиканским союзом потребительских обществ.

— Хочу вернуться к разговору о погоде. Конечно же, не потому что другие темы для беседы исчерпаны. Просто погода перестала быть дежурным поводом для общения — от точности метеопрогнозов зависят наша безопасность, минимизация потерь погодозависимых отраслей экономики.

— Последние пять лет стали знаковыми в деятельности Белгидромета. При непосредственной поддержке Президента успешно реализован План мероприятий по повышению качества прогнозирования на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Этот план включал в себя автоматизацию и расширение сети приземных метеорологических наблюдений, расширение сетей современных доплеровских радиолокаторов и аэрологических наблюдений. Это позволило нашим синоптикам оперативно реагировать на изменения погоды и значительно повысить качество взаимодействия с потребителями.

Сегодня точность прогнозов погоды и предупреждений об опасных и неблагоприятных явлениях Белгидромета стала выше по сравнению со странами постсоветского пространства. И работа по улучшению качества прогнозирования продолжается.



В этом направлении много достигнуто в рамках взаимодействия с российскими коллегами. В прошлом году мы успешно завершили пятилетнюю программу «Развитие системы гидрометеорологической безопасности Союзного государства». Сейчас проходит согласование Концепции новой программы совместной деятельности России и Беларуси в рамках Союзного государства по обеспечению гидрометеорологической безопасности в условиях изменчивости и изменения климата на 2023—2027 годы.

— Какова ситуация с природоохранными территориями?

— Примером эффективной государственной политики в вопросах охраны биологического и ландшафтного разнообразия являются особо охраняемые природные территории (ООПТ). На сегодня их площадь составляет 1,8 млн га — это 9,1 % всей площади страны.

В Беларуси 1339 особо охраняемых природных территорий: 1 заповедник, 4 национальных парка, 375 заказников, 959 памятников природы. Элементы национальной экологической сети охватывают 16 % территории страны.


За последние шесть лет площадь ООПТ увеличилась на 90,6 тысячи га — это на 4,5 тысячи га больше, чем, например, территория Березинского биосферного заповедника. Распределены они по всей стране и позволяют сохранить наиболее ценные естественные экосистемы. Ведется там и ограниченная хозяйственная деятельность, связанная в основном с ведением лесного хозяйства, охотой, рыбалкой, сбором дикоросов. Например, благодаря наличию большой площади ООПТ Беларусь в отличие от других стран Европы может похвастаться полным составом большой европейской пятерки, в которую включены зубр, лось, бурый медведь, рысь и волк.

На особо охраняемых природных территориях активно развивается и туристическая деятельность. Ежегодно они принимают около 270 тысяч туристов. Из заказников наиболее популярными являются «Споровский», «Прибужское Полесье», «Средняя Припять», «Выгонощанское», «Красный Бор», «Озеры», «Налибокский» и другие.

— Нынче в тренде электромобили. Что делается для стимулирования их использования?

— В соответствии с указом Президента в Беларуси юридические лица освобождены от уплаты НДС при ввозе в страну и реализации электромобилей. Также освобождены от уплаты НДС при ввозе автокомпонентов организации, производящие электромобили.

Кроме того, в марте решением Совета Евразийской экономической комиссии для Беларуси установлена наибольшая квота на беспошлинный ввоз электромобилей: в этом году она составляет 10 тысяч машин, в следующем — 15 тысяч. Все это повлекло значительный рост электромобилей на улицах наших городов. В начале прошлого года их насчитывалось около тысячи, сейчас — более 4 тысяч. Прогнозируется, что к 2030 году 20 % автомобилей белорусов будет на электрической тяге.

В рамках программы создания государственной зарядной сети для электромобилей, утвержденной Совмином, преду­смотрено создание к 2030 году 1304 электрозарядных станций. Количество уже действующих ЭЗС в Беларуси увеличилось до 600.

Однако наши граждане приобретают преимущественно подержанные электромобили. С учетом того что срок службы аккумуляторной батареи составляет 10 лет, через 2—3 года мы должны быть готовы к решению вопросов утилизации батарей.

Зрим в недра

— В этом году в Беларуси было найдено новое нефтяное месторождение. Сколько их у нас всего и достаточно ли в них черного золота?

— Благодаря современным технологиям наши специалисты научились разрабатывать месторождения, которые раньше считались недоступными. Поисковые и геолого-разведочные работы по нефти выполняет государственное предприятие «НПЦ по геологии», имеющее в своем составе специализированный филиал — Мозырскую нефтеразведочную экспедицию глубокого бурения. Геолого-разведочные работы на конкретных структурах, а также добычу углеводородов проводит ПО «Белоруснефть». Эти два предприятия, укомплектованные высококлассными специалистами, готовы выполнить самый сложный комплекс исследований на глубину 5 и более километров.

Всего в нашей стране выявлено 90 месторождений углеводородов, а разрабатываются 65. Они расположены в Гомельской и Могилевской областях.

Извлекаемые запасы нефти промышленных категорий составляют 47 474 тысячи тонн, газового конденсата — 96 тысяч тонн, нефтяного попутного газа — 6095 млн м3, природного (свободного) газа — 463 млн м3.

Объем добычи нефти стабилизировался на уровне 1,7—1,73 млн тонн в год. В 2022-м планируется увеличить добычу нефти до 1,8 млн тонн — такой уровень позволит без дополнительных приростов запасов нефти обеспечить ее добычу на протяжении 25 лет.

По долгу службы и зову сердца

— Андрей Павлович, что нужно, чтобы сохранить белорусскую природу?

— Сохранение ценнейших природных богатств — прозрачного воздуха, зелени лесов, кристальной чистоты рек и озер, впечатляющего биоразнообразия — это совместная работа, объединяющая все уровни власти и бизнеса, волонтерские и общественные организации и просто чутких неравнодушных людей. Всех, кто по долгу службы, призванию либо зову сердца вносит свой личный вклад в это благородное дело. Уверен, только общими усилиями мы сможем сберечь уникальную природу Беларуси для будущих поколений. И миссия экологов, специалистов Минприроды — быть истинными посланниками, просвещающими и объединяющими как можно больше людей в деле сохранения нашего природного достояния.

БЛИЦОПРОС

— На ваш взгляд, крепкий брак помогает человеку стать успешным в карьере?

— В крепкой дружной семье, в которой оба супруга достигли определенных вершин, невозможно жить без взаимной опоры. Моя жена не только на протяжении уже 42 лет поддерживает меня в профессиональной деятельности, но и разделяет мою любовь к родной земле, природе, а также увлечение декоративным цветоводством. Она родом из сельской местности и с детства знает, что такое физический труд.

— И есть где его приложить?

— Да. У нас есть земельный участок, уютно обустроенный своими силами. Мы вместе ухаживаем за растениями, которые там посадили, домашними животными.

— Супруга принимала участие в акциях министерства — посадке деревьев, уборке территорий и так далее?

— Она их постоянный участник. Ранее делала это в коллективах, в которых работала, а сейчас вместе со мной — официально либо в частном порядке. Я очень ценю поддержку, которую мне в жизни и работе оказывает моя семья.

— У вас двое сыновей. Кто-то из них получил профессию, сходную с вашей?

— По специальности я агроном-плодоовощевод. Старший сын тоже агроном, но изначально он пошел по стезе управленца и сегодня работает руководителем крупной компании. А младший сын стал военным, выбрал свой собственный путь, чем я тоже очень горжусь.

— Дом, я так понимаю, вы построили. По сыновьям «план» даже перевыполнили. Думаю, в ответ на вопрос: «А посадили ли дерево?» — широко улыбнетесь…

— Я уже посадил если не целый лес, то сквер точно. Начиная со школьной скамьи — у нас был большой участок в полгектара, где мы с братьями и сестрой высаживали все, что могли: и дикорастущие, и культурные, и плодовые растения. С тех пор, не пропуская ни одного года, я занимаюсь озеленением. Ежегодно высаживаю около 200—300 саженцев.

— Что говорят дети и внуки о вашей работе?

— Сыновья подарили мне троих внуков и внучку, младшему, моему тезке, 5 лет. Внуки знают, где и кем работает их дед, и конечно, гордятся тем, что он министр. Я объясняю им, что моя работа только на первый взгляд проста, а если разобраться, наше ведомство выполняет очень значимую миссию в жизни белорусского народа. Ведь здоровая окружающая среда — это здоровая нация, эффективно развивающаяся экономика, процветающее государство. Они понимают это и поддерживают.

prolyuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter