На контроле Президента: историко-культурное наследие

Наше наследие

Беларуси определенно есть что рассказать. Наша история крайне богата своим национальным наследием. Нам удалось сохранить многие артефакты — материальные и нематериальные, некоторые даже воссоздать с нуля. Сделать тем самым коды нации осязаемыми. Историко‑культурные ценности, а самое главное — их сохранение и жизнь — уже более 20 лет на особом контроле государства и Президента. Об этом очередной выпуск специального проекта Агентства теленовостей, вышедший в эфире канала «Беларусь 1».


Сегодня Беларусь ассоциируется с самобытной готикой Мирского замка или величественным дворцом Радзивиллов в Несвиже. Но еще в 1990-х, когда страну воспринимали как осколок большой советской державы, местами стояли лишь руины. Возрождая их историческую значимость, суверенная Беларусь доказала: мы не без роду и племени. Об этом говорил и Президент:

— Я убежден: мы создали наше независимое государство в том числе благодаря тому, что все эти годы помнили о своих истоках и были верны земле своих предков. Мы и впредь будем поддерживать и поощрять всех, кто обогащает культурное наследие Беларуси, сберегает нравственные и духовные ориентиры, возрождает и наполняет новым смыслом национальные традиции. Они наш якорь, который поможет удержаться на волне глобализации, нацеленной на разрушение государственных основ.

По инициативе Президента была разработана программа возрождения традиции и технологии изготовления слуцких поясов.
Фото Артура ПРУПАСА.

Сразу вспоминаем Мирский замок. Летописи этого величественного со­оружения — 500 лет. В 1970-х это было совсем неухоженное поле, а кирпичи, которые лежали буквально под ногами, местные жители разбирали, чтобы возвести свои дома и хозпостройки. Правда, тогда же все-таки решили руины законсервировать. Долго думали, что же делать с Мирским замком, какую функцию ему придать. Была мысль переделать под Дом детского творчества. А по итогу выходит постановление Совета Министров сделать Мирский замок корпусом профтехучилища.

Архитекторы уговорили вернуть объекту его аутентичную функцию. Как минимум музея. Приступили к комплексным работам. То, что оставшиеся руины уникальны, подтвердила и комиссия ­ЮНЕСКО: замковый комплекс в Мире внесли в Список всемирного наследия в 2000-м. Это стало авансом и мотивацией для реставрации. Ускорить реализацию помогла президентская госпрограмма. Начали реконструкцию в 2006-м. Тогда же на обновление выделили 52 миллиона долларов. Ведь даже воссоздание кирпича, который по своему составу должен быть близким к исторической кладке, — огромный труд и немалые вложения.

В декабре 2010-го Александр Лукашенко посетил уже фактически готовый Мирский замок, там же решается судьба остальных полуразрушенных объектов. Фактически утверждается дальнейшая стратегия: за 7 лет воссоздать еще 21 объект важного исторического значения. В 30 км от Мира параллельно ускоряются темпы работ еще в одном знаковом для Беларуси месте. В Несвиже буквально реанимируют дворец Ра­дзивиллов и весь прилегающий исторический ландшафт. Это было родовое имение самого могущественного рода Великого Княжества Литовского. А в Советском Союзе — популярный санаторий «Несвиж». Когда дворец перевели на баланс Министерства культуры, его воссозданием стал интересоваться лично Глава государства. Александр Лукашенко подписал 19 поручений по реконструкции Несвижа. В 2008-м посетил строительную площадку — и указал генподрядчику на выход: работы были некачественными. На то, чтобы привести в порядок национальный объект уровня ЮНЕСКО, дали еще три года.

Воссоздать 32 зала, чтобы магнаты сюда вернулись хотя бы опосредованно, и отыскать начинку из оригинальных личных вещей — это лишь половина дела. Музей-заповедник превращали в полноценный производственный кластер. За деньги, вырученные от билетов и полученные гранты, закупали раритеты на аукционах. Сейчас экспонатов — под 30 тысяч, говорит директор Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж» Сергей Климов:

— Очень много мы купили с помощью государственного финансирования, это в первые годы. Затем, когда мы уже встали на ноги, мы покупали только за внебюджетные деньги. Государство сделало главное: вложены были деньги в сам объект, нам как бы дали удочку. А рыбу уже, условно говоря, мы ловим сами.

Государственный список историко-культурных ценностей обновляют ежегодно.  Сегодня в статусе ценности —  5578 объектов.  То есть каждое местечко — маленькая версия культурной истории страны. Каждая ценность финансируется государством в рамках проекта «Культура Беларуси» и Госинвестпрограммы. С 2016 года работы велись на 585 памятниках. Освоено более 83 млн рублей.
Фото Андрея Сазонова.

В Несвиже четко знают: важно наследие не только сохранять, но и развивать. Включают современные механизмы для 440 тысяч туристов в год. Сейчас Несвижский дворец вышел на полную самоокупаемость, отмечает Сергей Климов:

— Надо было думать, чем будут заниматься туристы: не просто посмотреть замок и уехать. Поэтому за эти годы мы открыли детский образовательный центр, два кафе, агроусадьбу, два магазина — и это уже значительное пополнение наших внебюджетных доходов.

Еще один артефакт, который буквально рассыпался в руках хранителей, но в прямом смысле связывал Несвиж и Мир, — слуцкие пояса. Чтобы шелковые и драгоценные нити вновь сплелись в «цвяток радзiмы васiлька», с нуля воссоздали производство слуцких поясов. Некогда дорогой замысел, ставший всемирно известным брендом Беларуси, «заморозился» в середине XIX века. Технология исчезла, как и 5 тысяч драгоценных аксессуаров, сотканных за 100 лет. Но легенда о слуцких ткачихах все же стала реальностью. По инициативе Президента была разработана программа возрождения традиции и технологии изготовления поясов. Чтобы национальный маркер стал не просто копией-подделкой, а был сплетен с точностью до сантиметров, оттенка и фактуры, к проекту подключили более сотни специалистов. Директор Музея древнебелорусской культуры НАН, автор программы возрождения cлуцких поясов Борис Лазуко поясняет:

— Да гэтага далучыўся Вiцебскi тэхналагiчны ўнiверсiтэт. Менавiта спецыялiсты гэтага ўнiверсiтэта распрацавалi такiя праграмы, якiя дазволiлi перакласцi «мову» cлуцкага пояса, выкананага на ручным ткацкiм станку, на механiзаваны, з камп’ютарным кiраваннем.

Слуцкий пояс — не для массового рынка. Стоимость одного из желанных за рубежом сувениров — от 1000 до 6000 белорусских рублей. На аукционе его найдете за 800.000. А во времена Радзивиллов они были и вовсе бесценны.
Фото Владимира Шлапака.

Сегодня здесь, на производстве, символ нашей исторической и культурной самобытности воссоздают исключительно два мастера. В таком режиме изготавливают 90 поясов за год — и ни один не лежит на складе.

Белорусы — нация, богатая духовно. Мы готовы и рады делиться своей неповторимой историей с каждым. И заинтересованность у путешественников есть. Государство делает шаги навстречу: так, с появлением безвиза познакомиться с нашей страной тет-а-тет прилетает по 200 тысяч туристов ежегодно. Многие возвращаются по нескольку раз, открывая новые страницы белорусской самобытности, характера и культуры. Президент говорит:

— В нашей национальной культуре заключены колоссальные духовные богатства. Это наш нравственный стержень. Он помогает сохранить самобытность. Сегодня, когда извне навязываются некие усредненные ценности, порождающие безвкусицу, бездуховность, для нас очень важно показать это богатство, сохранить свои идеалы, чувство собственного достоинства, а значит — сохранить силу страны, ее независимость. Мы должны сделать все для того, чтобы сберечь и приумножить наше культурное наследие, воспитать на нем новые поколения.

От Беларуси в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО — 4 объекта и 3 обряда.
Фото Виталия Пивоварчика.

Фонд Президента фактически спас культовую Коложскую, или Свято-Борисо-Глебскую церковь. Еще один код нации шифруется в ратушах — символах независимости и развития. В 2020-м еще 4 объекта получат финансовую поддержку из фонда Президента. Более 3 млн рублей будет направлено на реставрацию самой большой неоготической часовни-усыпальницы рода Ожешко — «белорусского Нотр-Дама» в Дрогичинском районе. Законсервируют и костел в Мстиславле — бывший коллегиум иезуитов XVIII века. В список попали Кревский и Гольшанский замки. Консервация с фрагментарной реставрацией ушла дальше привычного представления, сейчас это кит-концепция, первая в стране: экскурсанты будут фактически парить над замком, для чего уже на объекте есть переходные мосты. Всего государство проинвестирует в 13 объектов наследия до конца этого года. В ценности, которые в будущем привлекут туристов.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter