Наше наследие

О туристических интересах

Девичья башня в Баку, монастырь Святой Екатерины на Синае, травертины Памуккале, утопающие в зелени Бахайские сады в Хайфе... Такие разные достопримечательности. Но есть у них и общая черта. Все включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Является ли высокий международный статус гарантией стабильного туристического интереса? Сложно ли его заполучить? И какие шаги предпринимает наша страна в этом направлении?


Cегодня в Список всемирного наследия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) входит около 900 объектов. Больше всего их в Италии — 47. В России — 24. В Беларуси всего четыре: Беловежская пуща, Мирский замок, резиденция Радзивиллов в Несвиже и один из объектов Дуги Струве. Это уже, как говорится, раскрученные брэнды. А как же новые? Понятно, что Рим с его архитектурными изысками «догнать и перегнать» вряд ли возможно. Но достойные достопримечательности у нас в стране имеются. В 2007 году, например, сотрудники Национального Полоцкого историко–культурного музея–заповедника подготовили досье по Софийскому собору и Спасо–Преображенской церкви. Его объединили под общим названием «Материальное воплощение духовного наследия святой Евфросинии Полоцкой», посчитав, что обоснование, базирующееся на биографии исторической личности, выглядит выигрышнее. Через год досье передали в Центр всемирного наследия ЮНЕСКО, где памятники признали уникальными, универсальными и подлинными. То есть соответствующими всем требованиям. Но, к сожалению, досье белорусской стороне тогда пришлось забрать. Появилась информация, что шансы его утвердить невелики. А если ЮНЕСКО его отклонит, второй попытки не будет. По этим же причинам чуть позже отозвали и документы по Августовскому каналу. И не зря.


В 2010–м сессия Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в Бразилии из более 30 представленных досье «зарубила» половину! Такого количества отказов не припомнят даже видавшие виды специалисты. Возможно, повлияло субъективное предложение США. Представители этой страны рекомендовали не расширять список, а сосредоточить внимание на уже существующих памятниках.


Как бы то ни было, надежду терять не надо. Недавно во время заседания «круглого стола», прошедшего в череде мероприятий Дней Европейского наследия в Беларуси, доработку досье по полоцким святыням решили активизировать. И в 2012–м представить его на рассмотрение ЮНЕСКО. Правда, к дате не стоит относиться буквально. Продвижение работ зависит от финансирования и привлечения специалистов. В Беларуси их мало. Если первоначальные научные выкладки сделаны на хорошем уровне, то организационные моменты необходимо отшлифовать. Обосновать частичную перестройку памятников. Не допустить изменения прилегающего ландшафта. Это уже вопросы к местным властям.


Не исключено, что на волне интереса к трансграничным объектам возникнет кооперация с Киевом, Новгородом. Все понимают: на кону — престиж страны. Привлечение средств. Как минимум — на буклеты, проспекты на разных языках. Мне довелось общаться с российскими реставраторами, которые сейчас открывают в Спасо–Преображенской церкви фрески XII века. Среди них — ранние изображения князей Бориса и Глеба, загадочный лик чешского святого Вячеслава... Так вот, они уверены, что этот уникальный храм, как никакой другой, достоин международного признания. И, самое главное, в мире есть огромная армия туристов, «специализирующаяся» на посещении памятников из Списка всемирного наследия ЮНЕСКО. А это уже сулит серьезные вложения в экономику. Задача перед учеными, Минкультуры и МИД, которым предстоит отстаивать интересы белорусского досье за границей, стоит непростая. Но результат того стоит.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter