Наше место не в буфете

Сергей Юрский до сих пор полон мудрости, таланта, энергии и сил...

Сергей Юрский до сих пор полон мудрости, таланта, энергии и сил

78-летний патриарх отечественного искусства Сергей Юрьевич ЮРСКИЙ (на снимке) сейчас в основном занят театром. В последний раз он снимался в кино в 2011 году. Юрский ставит новые спектакли, сам играет в них главные роли. Иногда появляется и на телевидении: в качестве члена жюри ТВ-шоу «Минута славы» народный артист России строго и точно оценивает народные таланты. Слава богу, Сергей Юрьевич до сих пор полон мудрости, таланта, энергии и сил.

— Сергей  Юрьевич, ваши последние роли в кино были яркими, мощными: вождь в картине «Товарищ Сталин», Борис Пастернак в сериале «Фурцева». Но почему вы сейчас снимаетесь так редко — не предлагают ничего интересного?

— Последний мой фильм под названием «Товарищ Сталин» режиссера Ирины Гедрович действительно вышел в 2011 году. Он был для меня крайне важным, и я совсем не спешу отходить от такого уровня проблем. В новом российском кино я вряд ли появлюсь. То, что предлагают, меня не привлекает. У нас есть хорошие фильмы, но они редкость. Прежде всего потому, что сценарии плохие, как говорится, очень жидкий «раствор». Произошел разрыв между уровнем драматургии и уровнем режиссуры, остальных кинематографических составляющих. Халтура начинается там, где исчезает контроль, причем даже не цензурный, а тот, что приводит к падению совести, к падению талантов. Исключения бывают даже в сериалах, особенно если они состоят из четырех-восьми серий, но если сериал бесконечный, это приводит к бесформенности. Дело не в актерах. Актеры еще совсем не перевелись, но тот текст, который они вынуждены произносить с экрана непрерывно, — это шлак, мусор, который тоннами высыпается на голову современному зрителю.

— Значит, ваших новых ролей в кино мы в ближайшее время точно не дождемся?

— Сейчас со мной затевает разговор Алексей Герман-младший, сын моего старинного товарища. Мы обсудим, конечно, но не спешу соглашаться, у меня нет тяги к этому. К тому же я много занят в театре, играю 6—7 спектаклей. По два раза в месяц, это уже 12—14. Выдержать такое в моем возрасте сложно. Я ведь на днях начал свой 56-й театральный сезон…

— Как считаете, российские театры вступили сейчас в эпоху расцвета?

— Театры сегодня находятся в состоянии агонии. В Москве — 300 театров, а театра в том понимании, в котором мы жили, работали, днем с огнем не найти. Раньше театр влиял на людей, был очень важной частью развития общества, потому что был связан с другой частью общества — литературой. Вот эта глубинная связь русского театра с русской литературой сегодня оборвалась. В результате афиши заполнили развлекательные названия, комедии западных авторов. Они знают свое ремесло, но все-таки пишут о людях другого менталитета. В русском классическом театре тоже всегда была развлекательная составляющая. Чехова играли, а потом давали легкий дивертисмент с балетом. Заканчивалось главное, начинался дивертисмент.

«Мы — актеры, наше место в буфете» — это ведь еще Островский написал. Но все-таки театр возвышался тогда, когда актер поднимался из положения даже не третьего сорта, а отребья общества. Сто лет назад ситуация, когда порядочная девушка вышла замуж за актера, — это был позор, конец всему. Но и сегодня шансы девушек на достойную жизнь с актером не выше. Актеров выпускают тысячами, шанс пробиться, сыграть что-то стоящее еще меньше.

— Может, поэтому некоторые наши молодые актеры все чаще снимаются в Голливуде. Как вы думаете, у них есть шанс там зацепиться?

— Тем, кто рвется в Голливуд как на творческий олимп, полезно будет напомнить, что именно Михаил Александрович Чехов оказал колоссальное влияние на Голливуд. Он эмигрировал, долго себя искал. Все, кто его видел, говорят, что Чехов был здесь величайшим актером, и комиком, и трагиком. Там он стал Учителем, создал свою теорию. В Голливуде он стал заниматься с актерами, которые хотели понять свою профессию. И самые выдающиеся актеры американского кино прошли его школу, а потом школу его ученика, а теперь расплодились уже «внучата» Михаила Чехова. Это русская школа создала великое американское кино. И то, что мы ее во многом потеряли, а они ей очень технологично и умело овладели, — феномен. Как бы то ни было, они научились делать именно то, чему учил Чехов. А ведь он был учеником Станиславского, Михаил Чехов был племянником Антона Павловича Чехова… Вот какие глубинные связи. Так что молодым, конечно, можно ехать в Голливуд. Но нам их не догнать, потому что так, как в Голливуде снимают картины, мы не можем. И им нас не догнать, потому что Чехов все-таки был наш. Нам самим надо искать новую дорогу…

— Сергей Юрьевич, сейчас многие актеры занимаются благотворительностью. Вы участвуете в подобных акциях — спектаклях, творческих вечерах, встречах?

 

— Я участвую в благотворительных мероприятиях, которые мне кажутся необходимыми. Это нужно! Навязанная сверху благотворительность, с чем мы встречаемся на каждом шагу, как и революция, сделанная сверху, обычно приносит неожиданные плоды…
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter