Наше кино

Есть такая легенда, что во время показа по телевидению хитов советского кино вроде "Семнадцати мгновений весны" уровень преступности в стране резко снижался.
Есть такая легенда, что во время показа по телевидению хитов советского кино вроде "Семнадцати мгновений весны" уровень преступности в стране резко снижался. Народ просто невозможно было оторвать от экрана. На текущей неделе в Минске происходит нечто подобное. Правда, кинопроцесс локализован территориями лишь двух кинотеатров - "Октябрь" и "Мир", в залах которых сейчас проходит Минский международный кинофестиваль "Лiстапад". На этот раз он собрал в конкурсной программе практически все самое интересное, снятое - в основном в России - за последние год-два: "Любовник", "Антикиллер", "В движении", "Займемся любовью", "Кино про кино", "Дом дураков".

Открылся 9-й фестиваль внеконкурсным показом фильма Николая Лебедева "Звезда". Два месяца назад в Анапе на фестивале "Киношок" я не смогла себя заставить посмотреть эту картину. В аннотации было честно написано: "война и немцы". Что, естественно, не могло меня привлечь и как женщину, которой чужды любого рода "стрелялки", и как в прошлом советского ребенка, перекормленного военно-патриотическим кинематографом. Но покидать Дворец Республики сразу после церемонии торжественного открытия выглядело бы демаршем со стороны журналиста газеты, которая является информационным спонсором фестиваля. Из этических соображений я осталась. И не пожалела. "Звезда" - фильм хороший. Это не блокбастер с дорогими батальными сценами и спецэффектами. Не заказная "агитка". Это - рассказанная простым, но современным киноязыком история подвига группы разведчиков с позывными "Звезда". Благодаря их мужеству наступление фашистов было предотвращено. Фильм смотрится на одном дыхании. Заслуга режиссера в том, что он сумел воздержаться от пошлости и ложного пафоса. В финале, когда последний из оставшихся в живых молодой разведчик говорит: "А помирать-то не хочется...", невозможно сдержать слезу - настолько искренне и как-то даже доверчиво признается человек в любви к жизни. А кругом - взрывы и танки...

Конкурсный показ открылся в воскресенье фильмами "Письма к Эльзе" Игоря Масленникова и "Прикованный" Валерия Рыбарева. Но все, конечно, ждали "десерта" - минской премьеры "Любовника" Валерия Тодоровского. Тут нашему сердцу мило все. Во-первых, лента снималась на базе "Беларусьфильма", и зрители сладостно постанывали, узнавая на экране знакомые переулочки. Во-вторых, в главных ролях заняты Олег Янковский, связанный теснейшими кровными узами и с фестивалем, и с его президентом, и Сергей Гармаш, который, казалось бы, навсегда поселился на наших телеэкранах, как милиционер из бесконечной "Каменской".

Кстати, "очевидцы", работавшие в картине, рассказали мне забавный эпизод съемочного процесса. В "Любовнике" красной нитью проходит тема трамвая. От дома одного героя до жилища другого - пять трамвайных остановок. Съемочная группа взяла в аренду двойной трамвай. В последнем вагоне расположилось техническое оборудование, а в первом, прислонившись головой к окну, изображая скорбь, ехал Олег Янковский. Чтобы пассажиры не мешали съемкам, на трамвай повесили табличку "Обкатка". И все же некая экзальтированная дама и ее муж, не разбирая надписи, ворвались на остановке в салон. Режиссер для вящей натуральности решил непрошенных гостей не выгонять. Однако когда женщина признала в мужчине, сидящем напротив, самого Янковского, с ней случился нервный припадок и она чуть не вывалилась из вагона.

Однако на чем мы остановились?.. Так вот, в-третьих, Тодоровский-младший априори не снимает плохого кино. О чем свидетельствуют призы, увезенные "Любовником" из Сан-Себастьяна. И прочие награды, полученные другими его фильмами. Поскольку картина снималась в Минске, представлять ее пришла едва ли не вся съемочная группа. Перед началом кинопросмотра я задала вопрос Валерию Тодоровскому, который подобно Дориану Грею в 40 лет выглядит на 20: "Будет ли "Любовник" таким же жутковатым, как, например, "Катафалк" или "Подмосковные вечера"?" Валерий Петрович честно признался, что "фильм не очень веселый, зато не скучный". Как и все его картины, "Любовник" похож на сказку и на быль одновременно. Ведь чего только в жизни не бывает. Например, живет человек в, казалось бы, прочной и дружной семье. Внезапно умирает его жена и совершенно случайно становится известно, что он прожил со своей половиной жизнь-фикцию. Оказывается, жена все 15 лет супружества изменяла мужу (Янковскому) с бывшим военным (Гармашем). После ее смерти начинается "пьеса на двоих". Муж и любовник бесконечно ездят друг к другу на трамвае ее маршрутом, выясняя, кого она любила больше. Несмотря на жанр, диалоги между героями очень смешные. Наверняка белорусские прокатчики уже в следующем году смогут показать картину в кинотеатрах страны.

...Конкурсные показы продолжаются. И от оценок зрителей зависит выбор главной награды - приза зрительских симпатий.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter