«Наша состоятельность зависит от нас самих»: Председатель Белорусского союза композиторов Елена Атрашкевич о женщинах-композиторах

Профессия композитора издревле считалась мужской.  Да, были женщины, сочинявшие небольшие салонные пьесы и романсы, но оперы и симфонии до последнего времени оставались прерогативой мужчин. 


Первой женщиной-композитором в Беларуси стала Эди Тырманд, которая в 1939 году эмигрировала из Польши, а в 1952 году окончила Белорусскую консерваторию по классу композиции Анатолия Васильевича Богатырева. Лишь 20 лет спустя ряды дипломированных композиторов БССР пополнила Людмила Шлег, затем Галина Горелова и Лариса Мурашко. Но даже после того, как «Трава-мурава» Людмилы Шлег прогремела чуть ли не на весь Советский Союз, отношение к женщинам-композиторам оставалось скептическим. 

Как обстоит дело сейчас?

Вопрос не праздный, ведь нынешняя неделя началась с Международного дня «Ноль дискриминации» и завершится Международным женским днем. Это хороший повод проверить, насколько равноправно и уверенно ощущают себя женщины в самых разных профессиях, в том числе в такой престижной и традиционно мужской, как сочинение музыки.

Начнем с того, что в официальном списке композиторов на сайте composer.by ныне числятся 35 женщин, то есть чуть более трети списочного состава. Всего же официально признанных белорусских композиторов – 101, не считая секции музыковедов. В то время как в сборнике Союза композиторов БССР 1978 года всего две женщины-композитора при общей численности 48. То есть процент композиторов-женщин вырос за четыре десятилетия в восемь раз.


Среди молодых композиторов девушки явно преобладают. Так неужели же сочинение музыки становится женской профессией? Не слишком ли большую тяжесть взваливают женщины на свои хрупкие плечи?

– Если рассуждать о сложностях профессиональной жизни женщины-композитора, они связаны прежде всего с бытом, – говорит председатель Белорусского союза композиторов Елена Атрашкевич. – Женщина не может позволить себе целиком уходить в композиторскую профессию. В череде бытовых обязанностей – глажка, стирка, уборка, дети – она должна находить свободное пространство для творчества.

Елена Викторовна знает, о чем говорит. Ведь помимо огромного круга ее обязанностей она мать и жена, а еще и педагог. 

– Композиторское творчество – не профессия в том смысле, что нет такого места работы, – объясняет она. – Большинство композиторов, будь то мужчины или женщины, профессионально заняты преподаванием. Вот и получается, что женщина-композитор пребывает в нескольких ипостасях. Ее прямое женское предназначение – быть хранительницей очага. Ее работа заключается в том, чтобы преподавать. А для того чтобы реализовать себя как художник, она должна изыскивать пространство, гарантирующее ей уединение. Ей нужно находить время, свободное от работы и быта, которое можно потратить на написание музыки.


Елена Викторовна с этим обилием ролей справляется блестяще, отдаваясь на каждом своем поприще на полную катушку. По ее инициативе в 2006 году на базе УО «Минский государственный колледж искусств» была открыта новая специализация «Искусство эстрады (пение)», привлекающая массу абитуриентов со всех регионов Беларуси. С тех самых пор Елена Викторовна является бессменным руководителем соответствующей цикловой комиссии. Ее класс превратился в лабораторию, где рождается песня. Среди ее учеников Александр Соловьев, Жанет, Стелла, Дария, Дмитрий Сергеев, Евгений Долич, Алексей Гросс, Татьяна Валаханович, Александр Саванец.

Уникальность Елены Атрашкевич еще и в том, что она отказалась от модной игры в элитарность. Она пишет музыку, свободно изливающуюся из души, то есть музыку популярную. Может быть, благодаря этой свободе и радостности, этому ненасилию над собой у нее хватает энергии и на дом, и на семью, и на друзей, и на учеников, и на саму себя. 
И на прорву общественных обязанностей, главная из которых – председательство в Белорусском союзе композиторов. Лет тридцать назад композиторы были бы потрясены, узнав, что их союзом правит женщина. А сейчас они сами ее избрали в честной борьбе. Я сама тогда голосовала, и в моем диктофоне все еще живут те мысли и чувства, которые звучали на композиторском съезде 2 марта 2019 года – ровно два года тому назад.


– На Правлении мы долго думали, перебирали много-много кандидатур, – сказала тогда кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки и музыкальной белорусистики Белорусской академии музыки Эльвира Анатольевна Олейникова. – И Леонид Захлевный, и многие другие музыканты говорили, что очень сложно сочетать активную творческую деятельность и административную чиновничью работу.  Мы долго-долго думали и наконец пришли к выводу, что от правления мы будем рекомендовать Елену Атрашкевич.

Было много сказано о ее профессионализме, трудолюбии, настойчивости, огромном административном опыте, ведь она успела, не оставляя других своих обязанностей, поработать даже в Совете Республики.

– И главное, от Елены Викторовны я никогда не слышала ни одного унизительного слова в адрес своих коллег, – сказала Эльвира Анатольевна. 

И это был решающий аргумент, и никто не посмел заикнуться, что она женщина. Наоборот, ее избрание приветствовали с радостью.

Поэтому меня совсем не удивил ее ответ по поводу дискриминации:

– Никогда от моего окружения, от моих уважаемых коллег я не ощущала пренебрежительного отношения в мою ли сторону или в сторону других женщин-композиторов. Их отношение всегда очень уважительное. Я глубоко убеждена, что наша композиторская состоятельность зависит от нас самих. От умения реализовать себя в свободном времени, умения поймать то самое вдохновение, то самое настроение и, самое главное, войти в тот творческий поиск, который предполагает неизбежно хороший результат – написание музыки, столь необходимой нашим белорусским исполнителям. 


Фото из социальных сетей
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter