Наша семья любит всех своих детей

Развернутую государством кампанию по строительству жилья для нуждающихся можно считать беспрецедентной
Помните, перед началом чемпионата мира по хоккею долго спорили: какой образ-символ лучше представит страну? Вариантов было немало: от природных красот, аистов и зубров до исторических памятников. Графически выбор, пожалуй, был предопределен… Хотя, если дать волю фантазии и полистать нормативку последних 10—15 лет, станет очевидно: национальным брэндом страны давно может считаться семья. Семья, в которой любят своих и приемных детей и не жалеют для них ничего. 

Негласный девиз «Интернат закрыт: все дети ушли в семью» в конце 1990-х воспринимался скорее как идеальная модель. Маяк в туманной дали. Сегодня таких примеров достаточно, а детские дома семейного типа растут в стране как грибы. Родители, воспитывающие 2—3 своих и вдобавок пятерых-шестерых приемных детей, получают от государства отдельный коттедж со всеми удобствами, доплаты и гарантированную соцподдержку… Это уже данность. Реальность, где в атмосфере настоящего домашнего тепла и уюта подрастают будущие граждане страны. Их полноценное детство с мамой и папой, Рождеством и Пасхой, подарками и днями рождения — залог развития полноценной личности. Ведь дети и вправду пришли в семью. 

Развернутую государством кампанию по строительству жилья для нуждающихся с выдачей льготных кредитов вообще можно считать беспрецедентной. Такого на просторах СНГ не было и, похоже, уже не будет. За годы массового жилищного строительства на льготных условиях по всей стране возведены целые микрорайоны. Тысячи семей смогли улучшить жилищные условия и дать своим детям достойные условия проживания (не будем вспоминать, какого напряжения это стоило бюджету). Позитивная демографическая динамика, которую мы с упоением наблюдаем последние несколько лет, во многом следствие именно этих процессов. Все просто. Когда у молодых есть крыша над головой, можно всерьез задуматься о ребенке, а там, глядишь, втором и третьем…

Кстати, о третьем. Приятные новости по новому проекту «Большая семья» по-прежнему бурно обсуждаются на самых разных уровнях. Давайте начистоту. Трудно было представить, что на фоне непростых экономических и политических реалий, разворачивающихся к востоку и западу от Беларуси, государство позволит себе взять такие высокие обязательства. Но оно берет, причем даже больше, чем кто-то мог представить. Материнский капитал в 10 000 долларов за каждого третьего или последующего ребенка в семье — это уже не слова. Это долговременная поддержка, на которую родители могут рассчитывать. Уверен, многих порадовало известие о новом пособии семьям с двумя и более детьми. А еще — снижение до 1 процента ставки по льготному кредиту на строительство жилья, если в семье воспитываются несовершеннолетние. Примечательно, что, рассуждая о материнском капитале и пособии, мы говорим не только о детях, непосредственно рожденных в семье, но и приемных. А это значит, государство последовательно ведет свою линию, взятую в 1990-х. Помните «все дети ушли в семью»: та же старая хорошая песня о главном, только с новыми словами и аранжировкой.

Еще пару дней — и улицы городов заискрятся нарядными гирляндами, зазеленеют новогодними елями и поселят в наших душах томительное, трудно передаваемое чувство приближающегося праздника. Где непременно должен быть Дед Мороз, подарки, хороводы вокруг елки и ощущение собственной сопричастности с чем-то большим, светлым и сказочным. Надо ли говорить, что в эти дни дети ждут волшебства. И нет разницы, где подрастает малыш: в родной семье, в детском доме семейного типа или в интернате. Они все одинаковы в своем нежном стремлении удивиться чуду и обрадоваться малому. Все остальное зависит от взрослых. В Беларуси взрослые еще в 1995-м решили: нет своих и чужих детей, есть «наши дети», которым нужно подарить праздник.

И праздник не просто удался — стал доброй национальной традицией.

Можно смело говорить: к 31 декабря не останется ни одного социального учреждения, где малышей не проведают сказочные герои и где не будет сладких подарков, обновок и шумного веселья. Так заведено: чиновники всех рангов, руководители крупных предприятий, бизнесмены и просто весь честной люд спешат сделать добро в последние дни уходящего года. Отдать частичку своего благополучия тем, кто в этом особенно нуждается. Детям. Сотням обездоленных, попавших в непростую жизненную ситуацию детей по всей стране. 

Многие из них по традиции приедут на главную елку во Дворец Республики. И этот праздник, весь его феерический антураж, костюмы и красивые подарки — все это отложится в восприимчивой детской памяти на долгие годы. Будет вспоминаться через десятилетия с улыбкой и теплотой, как нежное прикосновение мамы. Хорошая традиция. Отличная идея и национальная черта, которую можно смело, не стесняясь, экспортировать в Европу и Азию.

Но вернемся к национальному брэнду. Семья, в которой любят своих детей, вызывает умиление и одобрение. Если эта семья — вся страна, где детей не делят на своих и чужих и готовы отдать многое для их развития, — это уже, если хотите, символ. Образ. Национальная идея, с которой не стыдно на других посмотреть и себя показать. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter