"Наша молодежь инертна, замкнута? А вы поговорите с ней!"

Мечислав Чесновский — за искренность, партнерство, равноправный диалог со студенчеством

Мечислав Чесновский — за искренность, партнерство, равноправный диалог со студенчеством

Минувшей осенью Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина отметил свое шестидесятилетие. Из послевоенного учительского института за полвека в своем развитии он достиг уровня современного высшего учебного заведения с разносторонним спектром преподаваемых дисциплин, который позволял ему всегда готовить специалистов, востребованных временем. В Брестской области трудно найти социальную или производственную сферу, где бы не работали его выпускники. Вместе с теми, кто обосновался в других регионах республики и на просторах СНГ, они составляют

30-тысячный отряд специалистов, в памяти которых навсегда осталась брестская альма-матер. Сегодня в аудиториях университета и его филиалах постигают премудрости будущей профессии или пополняют полученные ранее знания около 11 тысяч учащихся. Это они придут завтра

в белорусские школы, на предприятия и в организации, чтобы продолжить созидательные традиции старших поколений. Чего ждут они от своих первых шагов по большой жизни? Каково их нынешнее мироощущение? Что значат для них такие понятия, как интеллигентность, образованность, патриотизм? «Студенческая молодежь — за образованную Беларусь!» — на эту тему журналисты «Рэспублiкi» и решили поговорить со студентами Брестского госуниверситета, встретившись сегодня с ними в его стенах. В этом диалоге, в ходе которого мы постараемся поближе познакомить студенческую молодежь

и с нашей газетой, принимают участие представители руководства вуза, местной власти, областного управления Национального банка РБ, СЭЗ «Брест», а также известный белорусский автор-исполнитель песен, актер Анатолий Длусский. А накануне на вопросы корреспондента «Р» ответил ректор Брестского госуниверситета имени А.С. Пушкина Мечислав Чесновский.

— Мечислав Эдвардович, вы отлично знаете современную студенческую молодежь. Насколько сегодня для нее характерна так называемая проблема отцов и детей?

— Да, сегодня от некоторых представителей старшего поколения доводится иногда слышать нарекания на инертность нашей молодежи, ее аполитичность, стремление замкнуться и отгородиться от внешнего мира своими надуманными, как кажется взрослым, интересами или сомнительными увлечениями. Я категорически не согласен с такими суждениями. Так может утверждать только человек, не знающий нашу нынешнюю молодежь или не умеющий вести с ней равноправного, искреннего диалога. По опыту преподавательской практики в нашем вузе я вижу, что студенческая аудитория очень тонко чувствует даже самые незначительные проявления фальши, формализма, интеллектуального диктата, которые мы, преподаватели, порой допускаем по отношению к ней, некритично руководствуясь отжившими педагогическими схемами. Если преподаватель не умеет видеть в студенте серьезного партнера по воспитательному процессу, если он неискренен и не проявляет полной самоотдачи, то и в ответ получает в лучшем случае равнодушную усидчивость и вызубренные знания, как правило, в студенческой голове долго не задерживающиеся. Так что на примере нашего вуза я смею утверждать, что если случается конфликт поколений, то виноваты скорее отцы, чем дети. Вот сравнительно недавно поделился со студенческой аудиторией новостью о том, что университету вышестоящими республиканскими органами дополнительно выделено на внутренние нужды 420 миллионов рублей, посоветовался, как эти деньги можно использовать. Даже не ожидал, что получу очень дельные рекомендации, до которых ректорат вуза, пожалуй бы, и не додумался.

— В последние годы видно, что подобного личного практицизма и активности явно недостаточно для того, чтобы после студенческой скамьи все ваши выпускники легко и быстро находили свое место в жизни. Наверное, озабоченность этим движет в университете процесс ежегодного увеличения новых специальностей, востребованных временем.

— Примерно только две трети наших студентов после университета становятся профессиональными педагогами. Но даже распределение выпускников в сельские школы отдельных регионов порой проблематично. Демографическая ситуация последних лет складывается так, что школы у нас из-за снижения количества детей укрупняются. Спрос на педагогические кадры отстает от предложения. В этой ситуации выход видится только в открытии обучения по тем новым специальностям, характер и направленность которых подсказывает жизнь за стенами университета. Нынче они появляются на стыке самых разных профессий и требуют как высокого общего образовательного уровня, так и специфических знаний. Сейчас у нас в вузе можно получить одну из 43 специальностей, что дает возможность вчерашнему студенту найти применение своим знаниям в самом широком диапазоне жизнедеятельности общества — от педагогики начальных классов до политологии государственного уровня. Чтобы не отстать от времени, ежегодно открываем новые специальности. Вот и в этом году появится три или четыре. Одну из самых перспективных — «Бизнес- администрирование» — можно будет получить на юридическом факультете. Недостаток профессионалов с дипломом такого профиля, предусматривающего сочетание правовых и управленческих навыков, сегодня сдерживает развитие малого и среднего бизнеса в республике.

— Уже не первый год университет готовится получить право обучать своих студентов журналистскому делу...

— Такая идея подсказана также ситуацией, складывающейся на рынке интеллектуального труда. На Брестчине, как нигде, бурно развиваются средства массовой информации. Мы заметили, что большинство журналистов, работающих в них, сегодня приходит к этой профессии не имея изначальной сугубо журналистской подготовки. Методом проб и ошибок, опираясь на знания, полученные в том же Брестском гос-университете, они осваивают новое для себя дело и становятся ведущими корреспондентами газет и теле-, радиостудий, толковыми редакторами. С другой стороны, местные СМИ (особенно в районах) испытывают кадровый голод. Не секрет, что многие выпускники журфака БГУ, пожив в столице, весьма неохотно едут работать в провинцию. Открытие журналистского отделения, думаю, решило бы для Брестчины эту проблему, повысив уровень востребованности наших выпускников. Это намерение мы чуть было не реализовали в прошлом году, но поняли, что оно требует гораздо больших организационных усилий, чем любое другое подобного плана. В рамках существующих договорных отношений с Белорусским госуниверситетом мы планируем приглашать в Брест из Минска преподавателей специфических журналистских дисциплин, сопутствующие предметы смогут вести свои специалисты, многие из которых пройдут соответствующую стажировку на журфаке в Минске. Первые практические шаги на избранном поприще студенты журналистского отделения будут делать на имеющейся у вуза собственной издательско-полиграфической базе. Таким образом, к 1 сентября при помощи своих коллег из Белорусского госуниверситета мы намерены завершить это дело большой государственной значимости для области.

— Есть еще одна интересная и перспективная сфера, в которой ваши студенты заявляют о себе задолго до получения диплома. Это наука.

— В нашем университете более полутысячи студентов серьезно занимаются научными изысканиями по индивидуальным программам. Не все из них станут профессиональными учеными, но уже на студенческой скамье видно, что из них выйдут высококвалифицированные специалисты, сумеющие найти творческое применение полученным в стенах университета знаниям. Приобщение к науке начинается еще на стадии предвузовской подготовки наших потенциальных студентов. По программе «школа—вуз» научными изысканиями они занимаются под руководством вузовских ученых еще в старших классах общеобразовательной системы. За год-два наиболее одаренные старшеклассники вникают в определенную тему настолько, что приходят на первый курс университета со своей конкретной программой ее дальнейшего изучения. Научный потенциал Брестского университета повышается за счет его партнерских связей с двумя десятками высших учебных заведений России, Польши, Германии, Венгрии. Международное сотрудничество помогает нашим ученым и студентам участвовать в фундаментальных и научных разработках, финансируемых рядом комиссий Европейского союза. Многие практические исследования студентов уже нашли применение при реализации международных программ в сфере приграничного этноса, экологии, предпринимательства. Научная работа стимулируется материально как за счет университета, так и благодаря фондам Президента нашей страны по поддержке одаренной молодежи, стипендиатами которых ежегодно становятся наши студенты. К знаниям в стенах родного вуза их приобщают 18 докторов наук и 242 кандидата наук. Научно-педагогический потенциал этого коллектива позволяет нам решать задачу формирования образованного современного человека и через него пропагандировать дух образованности во всем обществе.

— Спасибо, Мечислав Эдвардович, за интервью!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter