Наша карточка, увы, бита

Почему нет прогресса в безналичных платежах?
Читаю последнее заявление официального представителя Министерства торговли: «Мы стремимся к увеличению доли безналичных платежей. На сегодняшний день по отрасли их удельный вес -- 22,5 процента, то есть достаточно много объектов торговли оснащены платежными терминалами». Если не знать истинного положения дел, можно медали раздавать. На самом деле надо голову пеплом посыпать или, говоря жестче, волосы на себе рвать.

Три года назад было принято постановление Совета Министров и Национального банка по развитию безналичных платежей в розничной торговле и сфере услуг. Оно предусматривало доведение их доли к началу 2016 года до 50 процентов в общей сумме. Что получилось? Не выполнили даже наполовину. Хотя возможности были и есть.

Ко времени выхода в свет нормативного документа в стране было чуть более 10 миллионов банковских карточек. Сейчас на 2 миллиона больше. Жаловаться на их нехватку не можем: в среднем на одного человека, включая грудных младенцев, приходится 1,2 инструмента расчета. Есть и где расплатиться. Если пять лет назад было 30 тысяч терминалов, то сейчас в 3,5 раза больше. Только за прошлый год их количество выросло на 20 тысяч.

К сожалению, рост технических возможностей не потянул за собой расчеты карточками. Вместо намеченного движения вперед семимильными шагами мы движемся черепашьими темпами. Почему так происходит?

Еще раз заглянем в названную программу. Она требует активнее рекламировать переход на безналичные платежи. Не спорю, такие призывы звучат со страниц газет, из эфира радио и телевидения. Но в чем их суть? Рассчитывайтесь карточкой! И все. А где стимулирование процесса? А ведь именно на это нацеливает документ, разработчики которого предусмотрели игры, акции, бонусные и иные программы, поощряющие использование современных электронных платежных инструментов.

Как-то довелось час провести в сельском магазине. За это время человек 20 что-то купили, но ни один не рассчитался через терминал, который сиротливо стоял в торговом объекте. При этом всем работникам хозяйства и немалой части пенсионеров деньги перечислялись на карточку. Но если бы люди чувствовали хоть какую-то выгоду от безнала, уверен, ситуация была бы иной. А раз нет скидок, срабатывает многолетняя привычка доставать купюры из кошелька. 

Торговля в подобных случаях кивает на банки. Мол, раз у них тарифы за безналичные платежи практически равны наличным, есть ли стимул из кожи лесть? Между тем именно здесь кроются реальные резервы. Банки несут огромные затраты на инкассацию. Если бы они ставили цель значительно их снизить за счет расширения расчетов карточками, а сэкономленные деньги поделить пополам с торговлей, появились бы реальные возможности предложить и некоторые бонусы покупателям. Однако на практике в этом направлении ничего не делается. Поэтому мы и аутсайдеры в Европе по использованию пластика.

Есть и еще один аспект проблемы. Не надо закрывать глаза на откровенный саботаж в этой сфере. Ставилась задача внедрения терминалов в такси, парикмахерских, на рынках. Тут же раздались вопли: дорого, невыгодно. В итоге считанные индивидуальные предприниматели дают покупателям возможность рассчитаться карточкой. 

Почему сфера мелкорозничной торговли и услуг не жаждет перехода на безналичные расчеты? Слишком много там крутится левого товара, много выручки уходит в тень. Однако есть один очень хороший метод решения проблемы. Не надо никого уговаривать устанавливать терминалы. Надо просто ввести дифференцированное налогообложение в зависимости от видов расчетов. Преобладают наличные -- плати больше в казну. Думаю, после этого торговцы сначала массово бросятся покупать электронное оборудование для обслуживания пластика, а затем будут уговаривать покупателей рассчитываться с его помощью, предлагая при этом скидки.

Надо честно признать, что мы на несколько десятилетий отстали от передовых стран в этой сфере. Но у них в начале процесса тоже было не все гладко, возникали процессы, аналогичные нашим. Однако государства при этом твердо шли к главной цели -- сделать систему расчета за товары и услуги прозрачной, парализовать теневой рынок. Если хотим этого же добиться, надо не опускать руки при временных неудачах. При этом следует действовать не с помощью абстрактных лозунгов, а разрабатывать прагматичные методики. 

Василий ГЕДРОЙЦ, «СГ»

gedroiz@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter