Ольга Левко.
Фото Александра КУШНЕРА.
— Сегодня во многих государствах идет изучение исторического развития собственной территории: есть ли некие основы, определяющие национальные черты, либо же они сформировались относительно недавно? — вкратце объясняет суть работы заведующая Центром археологии и древней истории Института истории Национальной академии наук, доктор исторических наук, профессор Ольга Левко. — Право на определение части своей древней истории, конечно, теснейшим образом связанной с соседями, есть и у белорусов. Но это не искусственно выделенная часть, а реально имевшая место, которую долгое время в силу различных причин игнорировали, намеренно замалчивали на глобальном фоне. Древнерусское государство не было таким простым, как нас учили. Например, Полоцкая земля по своему уровню развития стояла на равных с Киевской Русью. Это ключевая позиция нашей концепции. Наша работа показывает, что у нас были свои особенности в развитии и политики, и экономики, и культуры, когда мы входили в состав Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой и Российской империи. Мы не переставали быть народом, аккумулировать те черты, которые и дают нам право зваться белорусами.
Масштаб исследования огромен — более 100 научных публикаций, в том числе в зарубежных изданиях, и 4 книги. Они созданы Ольгой Николаевной и доктором исторических наук, профессором, проректором по учебной работе Полоцкого государственного университета Денисом Дуком. С 1990–х годов изучение исторических архивов и летописей дополнялось серьезными археологическими раскопками на местах, приоткрывает Ольга Николаевна завесу тайны над исследовательской «кухней»:
— Зачастую мы видим в летописи один факт: в таком–то году был организован поход князя на некую землю. И больше ничего — мы не знаем, ни зачем он туда пошел, ни почему именно он и как раз в это время. Но если сопоставить событие с другими, то уже вырисовывается больший кусочек исторической картины. И еще больше она откроется, если вдобавок сравнить письменные источники с результатами археологических исследований. Скажем, по ним можно определять, что представляли собой те или иные населенные пункты — все ли были одного уровня развития, какие функции были за ними закреплены, ведь один мог быть центром волости, другой — обычной пограничной крепостью, а третий — центром какого–то княжества. Кстати, моя докторская работа так и называется — «Средневековые территориально–административные центры северо–восточной Беларуси».
Одна большая научная работа плавно перетекла в другую, и в совокупности все источники подтвердили появление и развитие Полоцкого княжества как самостоятельного государства. Раскопками в Полоцке руководил сам Денис Дук — экспозиция местного историко–культурного музея–заповедника создана практически из этих артефактов эпохи. Важно понимать, что государственность Полоцка развивалась самостоятельно, а не за счет приглашенных «на правление» князей, отмечает Ольга Левко:
— Есть сведения, что в Новгород был приглашен Рюрик, потому что местные племена не смогли договориться о власти. «Ты должен владеть нами и научить нас жить в мире и согласии» — так примерно было сказано в летописи. В Киеве, по преданию, до Рюрика были свои варяжские князья, Аскольд и Дир, которые плыли с севера, но решили остаться в городе. В Полоцке же никаких следов присутствия некого иноплеменного контингента, который бы управлял территорией, не выявлено, в летописях об этом также ничего не говорится. Только к концу X века указывается, что в Полоцк из–за моря пришел Рогволод, а ведь это полтора века спустя после появления Рюрика в Новгороде. Значит, до Рогволода уже был свой уклад. По всей полоцкой истории видно, что неизменно сильное влияние на княжескую власть имело местное боярство, вышедшее еще из племенной эпохи.
В будущем особый статус белорусских земель еще не раз проявится в истории. Так, в указах ВКЛ, касающихся экономического развития наших земель, отдельно указано «не рушыць старыны», потому что, например, торговля была у нас традиционно на высоком уровне... Но все подробности становления белорусской государственности, хочется верить, оценят не только умудренные профессора, но и обыкновенные ученики — новая концепция рассматривается для включения в школьную программу по истории. Ольга Левко готова стать научным консультантом при написании учебника или даже помочь написать популярную книгу, основанную на исторических событиях:
— Я готова на любое сотрудничество, которое даст возможность нашим людям как можно лучше узнать свою историю. Именно такой, какой она была.