«Наша главная задача – чтобы не дорожал хлеб, а его стоимость не била по карману населения»

ПРЯМАЯ линия с министром сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Леонидом ЗАЙЦЕМ вызвала немалый читательский интерес. Людей интересовали как ситуация в отрасли, так и перспективы ее развития. Но в основном звонившие говорили о том, что касается непосредственно их: о проблемах трудоустройства, закупа излишков молока и выделения для крупного рогатого скота пастбищ, об обеспечении фермеров техникой, недостатках на производстве, которые требуют тщательной проверки. Часть вопросов поступила накануне прямой линии по электронной почте. Один из них — из Слуцкого района.

Министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц – в диалоге с читателями «БН»

ПРЯМАЯ линия с министром сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Леонидом ЗАЙЦЕМ вызвала немалый читательский интерес. Людей интересовали как ситуация в отрасли, так и перспективы ее развития. Но в основном звонившие говорили о том, что касается непосредственно их: о проблемах трудоустройства, закупа излишков молока и выделения для крупного рогатого скота пастбищ, об обеспечении фермеров техникой, недостатках на производстве, которые требуют тщательной проверки. Часть вопросов поступила накануне прямой линии по электронной почте. Один из них — из Слуцкого района.

— Меня зовут СОЛОВЕЙ Игорь Анатольевич. В 2011 году я закончил Белорусский государственный аграрный технический университет с отличием по специальности «Материально-техническое обеспечение агропромышленного комплекса», квалификация — инженер-менеджер. В год окончания университета поступил и успешно окончил магистратуру по специальности «технологии и средства технического обслуживания в сельском хозяйстве». Во время обучения в университете прошел переподготовку по специальности управление организациями и подразделениями агропромышленного комплекса» с присвоением квалификации «специалист по управлению» и зачислен в резерв кадров руководителей организаций АПК.

Сейчас работаю в филиале ПСХ ОАО «Слуцкий мясокомбинат» инженером МТПЖ. Хотелось бы узнать у вас, Леонид Константинович, есть ли возможность моего трудоустройства в соответствии с моим образованием? И могли бы вы поспособствовать этому? Потому как в Слуцком районе в соответствии с моим образованием ничего подходящего предложить не могут.

— Да, на первый взгляд ситуация кажется сложной. Но поднятая специалистом проблема — в компетенции руководства Слуцкого мясокомбината. Не думаю, что на предприятии, да и в районе, ничего подходящего не могут предложить.

— На связи Леонид Константинович?

— Да, слушаю вас!

— Вам звонит Николай ОЛЕХНО из деревни Вежны Светлогорского района. Мой вопрос касается развития личных подсобных хозяйств. В частности, закупа молока у населения и выделения для животных пастбищ. У нас в деревне 55 голов личного скота, выделено 30 гектаров, на наш взгляд, непригодного пастбища. В прошлом и этом годах мы обращались к председателю сельсовета, руководителю хозяйства, главному агроному. Они согласны — пастбище действительно непригодное, но никаких мер не принимается по его улучшению. А недавно главный агроном сказал: поступит команда — решим вашу проблему, предоставим вам другое пастбище, а если ее не будет, то — нет.

— Какая еще команда кому нужна? Так же вопросы не решаются…

— Еще в марте я обращался в Комитет государственного контроля по Гомельской области. Мое обращение переслали в райсельхозпрод, откуда сообщили, когда на пастбище сделано залужение, в каком виде оно предоставлено и т. д.

— Вашу проблему мы возьмем на контроль…

— Леонид Константинович, ко всему сказанному хотелось бы добавить, что пастбище находится за 4 километра плюс назад столько же.

— А что, ближе нет?

— Об этом нужно спросить у руководства. Одновременно хотелось бы затронуть еще одну проблему — закупа излишков молока. Теперь его собирает частник. Раньше работа была организована прекрасно: постоянно продукция проверялась на содержание жира, и никаких вопросов по этому поводу не было. А теперь он колеблется от 2,8 до 3,4 процента. В результате многие за десятидневку теряют часть денег. Недавно договор дополнили новым условием — если в молоке будут обнаружены антибиотики, то и за это начнут снимать деньги, иными словами, штрафовать.

Раньше сдавали молоко хозяйству, за что получали сено, пастбища. Такие посредники, на мой взгляд, могут быть там, где нет сельхозпредприятий.

— Николай Тимофеевич, мне понятна ваша озабоченность и всех, кто у вас реализует излишки молока государству. Но по телефону ваши проблемы не решить. Я направлю туда специалистов министерства, чтобы изучить вопрос и помочь вам и всем остальным сельчанам.

Предложение «БН».Может быть, вместе с представителем Минсельхозпрода направить в это хозяйство и корреспондента газеты?

— Пожалуйста, пусть съездит. Думаю, интересный материал получится.

— Это Леонид Константинович?

— Да.

— К вам обращается из Молодечненского района руководитель фермерского хозяйства «Ветлов». Когда-то вы выделяли мне 10 гектаров земли, если помните. Меня беспокоит ситуация в садоводстве. Говорят, что будет сокращаться финансирование по программе «Плодоводство». И если я когда-то начинал с 10 гектаров, то теперь у меня занято садами и питомниками более ста. Куда же потом девать саженцы?

И еще одна проблема волнует многих моих коллег. Уже 4 года нам не поступает техника в лизинг. У меня около 40 гектаров аронии. Нужен ягодоуборочный комбайн. Но купить его за свои средства не в силах. Может, как-то возобновить поставку техники садоводам-фермерам в лизинг через «Белагросервис»?

Получается, увеличили количество садов, а техники — тракторов, опрыскивателей и косилок —  для ухода за ними не хватает.

— Проблема обеспечения садоводов-фермеров техникой мне понятна. Она действительно требует решения. Что  касается вашего фермерского хозяйства, то вы письменно проинформируйте, в чем оно нуждается. А заодно, коль вышли со своей бедой на прямую линию, обсудите аналогичные проблемы с коллегами, чтобы все предложения потом можно было внести в протокол. В министерстве изучим их и будем решать, как оказать помощь. Возникшие проблемы садоводов действительно требуют решения. Так что жду ваших предложений.

А заодно скажите, какой урожай в этом году ожидается?

— Арония отличная, а сад еще молодой.

— Рад был вас слышать. Успехов вам, до свидания.

Кстати, с аналогичным вопросом на прямую линию обратился и глава фермерского хозяйства «Ясная Заря» Минского района Петр ХРИПАЧ.

— Леонид Константинович, из Витебска беспокоит вас читательница «БН» Любовь МАТРОСОВА. Говорят, что у нас намерены строить овцеводческие и кролиководческие фермы. Значит, в широкой продаже должны появиться баранина и мясо кролика. Как скоро будет реализован этот проект и насколько он экономически оправдан?

— К концу этого года запланирован ввод новых мощностей по производству детских мясных консервов на Оршанском мясоконсервном комбинате. После их запуска предполагается нарастить выпуск продукции, в том числе с использованием мяса кролика. 

Для обеспечения внутреннего рынка этим мясом планируется реализовать проект по выращиванию кроликов в Витебской области. Полагаю, что уже в будущем году такая ферма должна работать.

— Получается, что все сырье пойдет для приготовления детского питания. А как же быть взрослым?

— Думаю, что кроличьего мяса хватит всем. А что, вы его поклонница?

— Да, я когда-то жила в Украине и там всегда можно было его купить. А здесь даже на рынке оно в дефиците.

— Что же касается овцеводства, то в республике уже имеется программа по развитию и этой отрасли. С нынешнего года начинаем создавать базу по производству овец, будем завозить родительский молодняк для последующего выращивания поголовья в республике. Увеличим также производство индюшатины. Два предприятия по выращиванию этой птицы у нас уже работают. Года через три на Гродненщине будет создан еще один комплекс по промышленному производству продукции из мяса индейки мощностью 12 тысяч тонн.

— Спасибо, Леонид Константинович, за такой обстоятельный ответ.

— К вам обращается Николай ШАЛАК из Лепельского района. Я работал руководителем колхоза имени Чкалова более 20 лет. Так что практически все проблемы отрасли мне известны. Но теперь никак не могу понять, почему произведенная продукция сельского хозяйства во много раз дешевле, чем то, что из нее делают. Возьмем, к примеру, хлеб. Зерно хозяйства сдавали по 1700 рублей за килограмм, а буханка хлеба, кстати,  не килограммовая, стоит 5 тысяч рублей и больше. Я хорошо помню, когда колхоз получал за тонну сданной ржи 1,3 тонны комбикорма. А теперь мелькомбинат, да и хлебозавод, готовы еще больше увеличивать цену своей продукции. В результате крестьяне, которые год выращивали зерно, получат мизер, а остальные, пока изготовят из него продукцию, снимают сливки. При этом аналогичная ситуация прослеживается в производстве и переработке молока, мяса. Вы же, Леонид Константинович, прекрасно знаете, по чем хозяйства сдают молоко и сколько оно стоит в магазине.

— Николай Демьянович, в первую очередь хочу сказать про зерно. На него уже определены новые закупочные цены, они в среднем на 55—60 процентов выше прошлогоднего уровня.

— …но тогда же и булка хлеба будет стоить 10—15 тысяч рублей.

— Стоимость фуражного зерна останется на уровне 2012 года. Почему? Потому что уже возникают проблемы с реализацией за пределы страны животноводческой продукции из-за ценового фактора. В таком случае необходимо снижать затраты на производство. А что касается стоимости хлеба, то на комбинатах хлебопродуктов ситуация тоже непростая, да и зарплата у людей там невысокая. Эти предприятия ведут реконструкцию, переоснащаются, а значит, должны возвращать долги банкам, поставщикам оборудования и т. д. При этом стоимость муки, хлеба, других социально значимых продуктов государство держит под контролем. К тому же стоимость хлеба у нас ниже, чем в России или в Украине. Так что крестьянина никто не ущемляет. Подняв стоимость зерна, его производство станет более рентабельным, а хозяйства начнут получать больше выручки. Наша главная задача — чтобы не дорожал хлеб, а его стоимость  не била по карману населения. Сегодня все считают деньги — и производители продукции, и переработчики, и покупатели.

Так что крестьяне закупочными ценами на зерно, да и на другую продукцию, не обижены. Но если в том же Лепельском районе, например, в день будут доить по 13 килограммов молока от коровы, о какой рентабельности может идти речь?  Если бы доили по 20 килограммов и более, то имели бы и деньги.

Я недавно ездил по вашему району с молодым председателем райисполкома. Он серьезно берется за работу, молодец. Но ему нужна поддержка — необходимо создать условия для наращивания производства молока, мяса, улучшать пастбища. Вы же бывший руководитель хозяйства с большим опытом и знаете, как трудно было работать. Теперь не легче. Сколько было в вашем хозяйстве земли?

— Около 360 гектаров, а контурность полей — 1,9. Но когда провели мелиорацию своими силами, увеличили ее до 5 гектаров. Воодушевленные энтузиазмом, светлым будущим, работали не покладая рук. Не случайно отметили меня орденом.

— Николай Демьянович, вы интересный собеседник, а ваш пример должен стать поучительным для хозяйств Лепельского района. Так что будете в Минске, заходите к министру. А я выйду на председателя райисполкома, попрошу связаться с вами и выслушать ваши предложения. У вас, как мне показалось, должно быть немало интересных идей. А пока — спасибо за звонок, с вами интересно было побеседовать. Учите молодежь, как надо работать. До свидания.

Вопрос «БН». — Во время рабочей поездки Президента страны по Могилевской области он дал поручение разгрузить склады, реализовав часть техники сельхозпредприятиям. Сколько и какие машины они уже получили?

— Поставка машин и оборудования сельхозпредприятиям сейчас активно ведется. Они получили уже более 300 тракторов, 91 зерноуборочный комбайн, немало другой техники. Так что поручение Президента будет полностью выполнено уже в ближайшее время.

— Из Чериковского района вас беспокоит фермер Леонид ЧЕХЛОВ. Выращиваю овощи. Какая защита производителей сельхозпродукции действует или планируется в республике в связи с тем, что Россия находится в рамках ВТО?

— Полагаю, будет там и Беларусь,  это не за горами. Мы должны быть готовы к тому, чтобы достойно представить свой товар по цене и качеству. Что касается защиты производителей, то на следующий год будет приниматься бюджет страны. В нем предусматривается субсидирование АПК путем выплаты надбавок за реализованную продукцию. Эта поддержка коснется и фермеров и станет своего рода защитой отечественного производителя. Картофелехранилища, фермы будут строиться по льготным кредитам. То есть вы берете кредит, а часть процентной ставки компенсирует государство.

За счет средств государства будет вестись реализация общегосударственных мероприятий,  имеющих важное социально-экономическое значение, финансирование целевых государственных программ и мероприятий АПК,  а также компенсация процентов банков.

Все будет подчинено одной цели: произвести качественную, дешевую и конкурентоспособную продукцию.

А теперь скажите, как у вас дела?

— Выращиваю капусту на более чем 20 гектарах. Картошка занимает около 40 гектаров.

— А хранилище для картофеля есть?

— Нет.

— Вам надо расширяться, строить хранилище. В прошлом году, осенью, например, продавали картошку по 700—800 рублей за килограмм, а теперь дают за нее по 3—4 тысячи. Смотрите, может быть, можно здание какое-нибудь приспособить. Понимаю, строить дорого.

Насколько я знаю, некоторые делают хранилища из металлоконструкций, утепляют их изнутри. Картофель, да и другая продукция, хранится там хорошо. Если у вас будет хранилище и хороший урожай картофеля, то вы будете с деньгами.

Спасибо, до свидания!

— Спасибо за беседу и моральную поддержку.

— Это министр сельского хозяйства?

— Да, вас слушает министр Леонид Заяц.

— Вас беспокоит Василий ГЛУЗДАКОВ из ЧСУП «СлавМол» Гомельского района. Из одного его конца до другого — 50 километров, а то и больше. При этом хозяйство прерывается дважды. Один раз поселком, а второй — колхозом (СПК) «Урицкое». В него входит бывших 5 хозяйств. На мой взгляд, проезд по другой территории не работает на экономику хозяйства.

— Я с вами полностью согласен, и здесь вряд ли что-то можно комментировать.

— И еще. На мой взгляд, нужно повернуть специалистов к более глубокому анализу хозяйственной деятельности. Тогда будут лучше видны просчеты и упущения в работе. Нужно постепенно переориентировать отрасль на экономические показатели.

— Конечно. Нет анализа и должного контроля, нет и успехов. Я целиком и полностью разделяю вашу позицию. Спасибо за понимание ситуации и предложение по ее улучшению.

Вопрос «БН»: — В последнее время все чаще заходит разговор об использовании техники на вторичном рынке. Насколько актуальна эта проблема для нашей республики? Устранены ли уже проблемы и противоречия по передаче, вернее, реализации, неиспользованных машин и оборудования другим хозяевам?

— Решение данной проблемы возложено на «Белагросервис». Прежде чем незадействованную технику передавать новым владельцам, ее нужно привести в порядок, определиться с ценой и передавать тому, кто в ней нуждается. Здесь уже сняты все ограничения и барьеры.

— А если такая техника полностью не выплачена?

— Тогда остатки погашает тот, кто покупает комбайн, трактор, другие машины. Все вопросы решают оба субъекта хозяйствования.

На прямую линию обратилась Таисия КУШНЕРОВА — бывший руководитель одного из сельхозпредприятий Кличевского района. Она рассказала о конфликтной ситуации, которая послужила причиной для ее увольнения, рассказала о положении дел в хозяйстве, просила у министра помощи в ее трудоустройстве.

Понятно, что такие вопросы заочно не решаются. Они требуют глубокого и всестороннего изучения на месте. Уже во время прямой линии министр связался по телефону с председателем райисполкома, чтобы узнать позицию и другой стороны.

Ее обращение, как и все остальные, взято на контроль.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

Фото Сергея ЛОЗЮКА, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter