Наша доля примакова, негде разместиться

Удастся ли третья попытка достроить здание Слонимского гостеатра?

Удастся ли третья попытка достроить здание Слонимского государственного театра?

Театр не всегда начинается с вешалки. В Слониме, например, эту функцию берет на себя фойе районного Дома культуры. Затем следует несколько переходов, поворотов — в конце концов, вы упираетесь в глухую кабинетную дверь с красной табличкой «Театр». Обнаруживающаяся за ней лестница приводит в обитель Мельпомены… Этот приспособленный закуток уже 21 год арендуют Слонимский государственный театр и его труппа. Актеры шутят: фарс-водевиль под названием «Переезд» изрядно затянулся.

Представить себе это трудно, но факты упрямы: Слонимский драмтеатр — единственный из трех государственных театров в области, который не имеет собственного здания. И это при том, что именно на Слоним в конце XVIII века пришелся расцвет театрального искусства Беларуси. Его отголоски по сей день «слышны» в названиях улиц, они эхом отдаются в развалинах старинных зданий города. И мемуарах современников.

«Гримерки для нас роскошь…»

Но вернемся к театру. Раньше здесь была картинная галерея районного Дома культуры. Ее площади приспособили под зрительный зал временно, пока труппе не отстроят новое здание в центре города (старое пришло в негодность еще в конце 1980-х). Надо отдать должное, актеры проявили незаурядный талант в непривычном для себя деле обустройства. Галерея трансформировалась в уютный зал на 138 мест, рядом появились подсобные и административные помещения, холл, гардероб… Но даже несмотря на все это, ощущение тесноты не покидает ни на минуту. Театр похож на крохотную табакерку, которая, кажется, вот-вот захлопнется.

— Отдельные гримерки для нас — голливудская роскошь. Об этом даже не мечтаем... Представьте, долгое время актеры вынуждены были переодеваться в одной комнатке: сначала женщины, потом мужчины. После уже посередке поставили стенку и сделали два отдельных входа. Теперь в каждой гримерке по 6—7 человек, — говорит Сергей Чигрин, заведующий литературно-драматической частью театра. — У нас не предусмотрено места для хранения декораций и костюмов, все это в пять ярусов лежит в «кармане» возле сцены. Здесь никогда не было столярного и пошивочного цехов, главный администратор вынужден сидеть в гардеробе. А главный режиссер, руководители музыкальной и литературной части, а также актерской труппы даже не заикаются о том, что им негде положить блокнот с ручкой. Своих кабинетов не было и нет. Я мог бы долго еще говорить о том, что у нас несовершенное освещение, что инспекторы госпожнадзора МЧС не раз выносили свои предписания о несоответствии. Но суть в другом: за 21 год нам до смерти надоела теснота. За эти годы чиновников здесь побывало не меньше, чем зрителей. Но новосельем и не пахнет.

Попытка номер три

Главная новость этого года вновь зажгла надежду в сердцах актеров — возобновились работы на развалинах бывшего здания Народного дома. Чтобы понять всю историческую значимость этого события, мы отправляемся в центр города. Мой гид — Сергей Чигрин, автор книги «Тэатр у Слонiме», человек, досконально изучивший все этапы становления этого вида искусства, а также преображения небольшой самодеятельной группы актеров в труппу государственного театра. 

Площадь Ленина. Квартал старой, чудом уцелевшей после войны застройки. За деревянной оградой — одинокая стена из желтого кирпича. Внизу — котлован, кран и группа рабочих, занятых укладкой нового фундамента. Это все, что осталось от здания Народного дома. Дома, на котором сегодня не хватило бы места для мемориальных табличек — так много знаменитостей выступало здесь в разное время: Федор Шаляпин, Ян Кепура, Наталья Арсеньева, Галина Вишневская…

— Его построили в 1900 году. В царские времена здесь проводились шумные городские собрания, при большевиках — съезды рабочих и солдатских депутатов. А после войны в этих стенах ставил свои пьесы сначала народный драм-кружок, а потом уже и народный театр Михаила Фридмана. Районный Дом культуры квартировал тут аж до 1981 года. Потом он переехал в новое здание, туда же вынужден был перебраться и театр: здание находилось в аварийном состоянии, — идем вдоль руин с Сергеем Николаевичем. — Бывший Народный дом закрыли на замок, и время его окончательно подкосило… Самому же театру, теснившемуся с тех пор в РДК, в 1990 году присвоили звание государственного. Вопрос о собственном здании встал со всей проблемной остротой…

Понимали это и в Минкультуры. Уже в начале 1990-го предприятие «Слонимреставрация» разработало проект реконструкции Народного дома. Параллельно планировали возвести общежитие для иногородних актеров. Увы, выделенных тогда средств хватило лишь на строительство подвального этажа и трансформаторной подстанции.

Вторая волна интереса к заброшенной стройплощадке пришлась на 2002-й, годовщину празднования 750-летия Слонима. Райисполком направил письмо в Министерство культуры: так и так, нужно достраивать, очень просим. Разработали еще один проект. Но дело с мертвой точки не сдвинулось даже в 2007-м после визита и личного обещания помочь экс-губернатора Гродненской области Владимира Савченко. И вот третий заход…

Работы ведутся с мая 2011 года. Заказчик — УКС райисполкома, подрядчик — местная ПМК. Все должно завершиться к сентябрю следующего года, но смущает сметная стоимость, указанная в паспорте: 2 млрд. 420 млн. рублей. На что хватит этой суммы? 

— Это седьмая часть общей стоимости объекта. За эти средства мы планируем завершить нулевой цикл здания. На большее вряд ли хватит при нынешних ценах на стройматериалы, — честно признался Валерий Савич, главный инженер УКС Слонимского райисполкома. — Проект реконструкции сам по себе очень интересный и непростой. Кроме всего прочего, он предусматривает монтаж в новое здание сохранившейся стены. Посмотреть здесь будет на что. Вопрос: когда?

«Усадьба муз»

Мы оставляем краны, кирпичную кладку и спускаемся вниз, к улице с очень выразительным названием — Оперная.

— Вон там, на горочке, стоял знаменитый на всю Европу театр Михала Казимира Огинского. Роскошный дворец, оставшийся после канцлера ВКЛ Льва Сапеги, он в 1777 году переоборудовал под Опергауз. Именно здесь ставились оперные спектакли, посмотреть которые съезжались вельможи самых высоких рангов. Зрелище того стоило! Представьте себе зрительный зал на 2000 мест, раздвижную многоуровневую сцену, которая позволяла инсценировать даже батальные сцены на воде. Пиротехника, полсотни музыкантов, потрясающие эффекты… Это место не зря в течение четверти века называли «усадьбой муз», — рассказывает Сергей Чигрин. — Уже в 1818 году от славного театра осталась примерно такая же по размерам стена, как и от Народного дома. К началу XX века не стало и ее. Все, что напоминает сегодня о блистательном театральном прошлом Слонима, — сохранившаяся аустерия, 1,5-километровый канал Огинского и улица Оперная, по которой актеры Михала Казимира шли в свой знаменитый театр.

…Первого сентября актеры Слонимского театра открыли новый сезон в старом здании. После летних каникул они полны сил и оптимизма. Смотреть на них приятно: молодые, творческие, активные. В перерывах между репетициями, как школьники, они бегают посмотреть на строительство. И каждый раз, говоря о нем, боятся сглазить и стучат по деревянной сцене: «Поймите, у нас тут земля театральная. Нам никак нельзя без театра». Им очень хочется, чтобы этот третий заход стал финальным актом изрядно затянувшейся пьесы.

----------------------------------------

Прямая речь

Виктория КУРИЛО, начальник отдела технического надзора УКС Гродненского облисполкома: 

— В соответствии с Республиканской программой реконструкции и технического переоснащения на 2004—2013 годы в декабре прошлого года введен в строй после капремонта Гродненский драмтеатр. В нынешнем — начаты строительные работы в Гродненском театре кукол, а также в Слонимском драматическом. Если говорить о последнем, областной бюджет выделил на его реконструкцию 2 млрд. рублей, 400 миллионов направил район. На следующий год Слоним пока включен в областную инвестиционную программу. Сумма финансирования — порядка 4 млрд. рублей. 

---------------------------------------

Фото: Василий МАТВЕЕВ, а также из архива Сергея ЧИГРИНА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter