Депутат Игорь Мартынов: наша доктрина — сугубо оборонительная

Наша доктрина — сугубо оборонительная

Есть объективные предпосылки того, почему назрела необходимость изменения Конституции. Прежде чем перейти к сути изменений Основного Закона, начнем с экскурса в историю и взглянем на международный опыт. По данным одного англоязычного портала, отслеживающего эти процессы, в XXI веке Конституцию меняли в 45 из 201 государства мира. А в последнее десятилетие — в 26 странах. В шести государствах, к примеру в США, Норвегии, Бельгии, Аргентине, Канаде и Люксембурге, этим документам уже более полутора веков. Самым демократичным якобы считается американский Основной Закон. Но изменения в него за двести лет вносили 27 раз, в среднем раз в восемь лет! А попыток это сделать было 12 тысяч.

Происходящие изменения у нас говорят о том, что страна подошла к очередному этапу развития после распада Советского Союза. Мы на новом витке, современные вызовы, риски и угрозы требуют адаптации к ним, поэтому нам необходимо вносить коррективы.

За полтора года со времени августа 2020-го никаких конструктивных предложений о переменах наши оппоненты так и не высказали. Встречаясь с людьми в регионах, порекомендовал им изложить конкретные предложения преобразований в системе образования, здравоохранения, сфере культуры и так далее. В трех районах из оппозиционного лагеря никто ни разу не представил ничего определенного по действительно важным вопросам. Поэтому случившееся в августе 2020-го кажется каким-то всплеском на фоне деятельности деструктивных каналов, без конкретных целей по улучшению нашей жизни.

Конституция — основной закон страны, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий принципы правового регулирования важнейших общественных отношений, истории, культуры и самобытности. В нем — стратегия развития государства на ближайшую перспективу.

В проекте Конституции уточнили основные позиции, внесли дополнения. В частности, о создании нового органа управления — Всебелорусского народного собрания. Это новый институт, который станет высшим органом власти в республике и будет определять стратегию развития государства на ближайшую перспективу. Он также будет отвечать за вектор развития национальной безопасности, экономическую составляющую и все другие значимые сферы.
В обновленном варианте Основного Закона закреплен статус нашей независимости. Мы миролюбивое государство, ни на кого не хотим нападать. Живем на клочке своей земли, но никому ее не отдадим. И не предъявляем претензий соседям, странам, которые нас окружают. Наша доктрина — сугубо оборонительная.
Четко закрепляется социальный статус семьи, союз между мужчиной и женщиной (в Европе есть опыт введения понятий «родитель 1» и «родитель 2», но нам это чуждо), а также социальные гарантии для многодетных семей, для малоимущих и других категорий нуждающихся. Государство обязуется защищать персональные данные граждан, права и свободы, это указано в проекте. Напомню, что недавно принят закон «О защите персональных данных».

В Конституции обозначен единый день голосования, чтобы не разделять электоральные кампании выборов местных органов власти и законодательной ветви власти. По предложениям, высказанным на диалоговых площадках, увеличивается срок избрания депутатов местных Советов и Национального собрания с 4 до 5 лет. Это необходимо, чтобы через определенное время не было пересечения выборов исполнительной и других ветвей власти, не приходилось их переносить.

Обсуждение проекта действительно проводится очень широко и не ради галочки. Я встречался с активом Лепельского района: депутатами местных Советов, председателями сельисполкомов, представителями общественных объединений и партий. Аналогичная встреча прошла в Бешенковичах. В Чашниках пообщался с молодежью и представителями общественных организаций. Многие говорят о том, что в статью Конституции о статусе брака мужчины и женщины нужно добавить «по рождению». В целом серьезных вопросов и возражений у людей не возникало. В основном те, с кем встречался с начала обсуждения на диалоговых площадках, поддерживают предложенные изменения.

Игорь МАРТЫНОВ, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по национальной безопасности.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter