«Наш вуз стал социальным центром региона»

С первого дня БарГУ доказал, что достоин звания университета

С первого дня БарГУ доказал, что достоин высокого звания университета

Сейчас даже не верится, что Барановичи (восьмой по величине город в стране) обходился без университета. Принятое семь лет назад решение о создании такого учебного заведения было правильным, сегодня это просто очевидно. Как же развивается молодой вуз, какие перед ним открываются перспективы? На эти темы мы беседуем с ректором Барановичского государственного университета доктором сельскохозяйственных наук, профессором Василием КОЧУРКО.

— Василий Иванович, в масштабах вечности семь лет нечто вроде мгновения, но для человеческой жизни это немалый срок. Каким он оказался для вас? Создается впечатление, что университет встал на ноги и развивается уверенно.

— Сразу хочу сказать, что открытию университета предшествовала большая работа. Надо было вначале все системно изучить, проанализировать и доказать, что этот шаг послужит дальнейшему развитию системы высшего образования Брестчины. Эту трудную миссию в свое время взял на себя Анатолий Афанасьевич Тозик, в ту пору руководивший Комитетом государственного контроля и курировавший по поручению Президента Брестскую область. Он стал одним из самых активных инициаторов открытия университета в нашем городе.

Оглядываясь назад, сознаешь, что семь лет были наполнены созидательной работой. Времени на раскачку, на оправдание молодостью у нас не было. Перед нами главой государства была поставлена задача создать на базе существовавших филиалов столичных вузов университет классического типа. И надо было с первого года доказать, что в Барановичах рождается именно университет, ввести и выдержать стандарты высшего образования, потому что они одинаковы для всех вузов, независимо от места нахождения — в столице они или в регионе.

— При несомненной необходимости соблюдать стандарты у вуза есть возможность приобретать что-то свое, неповторимое, нестандартное. Какую бы особенность вы выделили?

— Несмотря на свою молодость, университет имеет возможность не только удовлетворять потребности жителей региона в образовательных услугах, но и развивать систему дополнительного образования, гибко реагировать на изменения регионального рынка труда, готовить на местах высококвалифицированных специалистов, объективно мыслящих, способных оказать реальную помощь в разработке и реализации программ развития региона.

Профессорско-преподавательский состав и студенты осуществляют социальные проекты совместно с отделами идеологической работы, по делам молодежи и физической культуры, спорта и туризма горисполкома.

Институт повышения квалификации проводит переподготовку и подготовку специалистов по заявкам управления по труду, занятости и социальной защите горисполкома.

Университет оказывает интеллектуальное влияние на социальную сферу в регионе. Мы приобщаем все слои населения к культуре, бережному отношению к окружающей среде, к здоровому образу жизни. Коллектив университета демонстрирует, как надо относиться к той территории, на которой мы живем, работаем, отдыхаем.

У нас стало правилом, что студенты занимаются благотворительными акциями для пожилых людей, для детей, оказавшихся волею судьбы в интернатах и приютах.

— Ваши выпускники, Василий Иванович, призваны стать проводниками инноваций в различных сферах человеческой деятельности…

— Безусловно, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности вузов, повысились требования общества к качеству образования, кардинально обновляются технологии обучения, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных услуг. Это требует серьезных изменений в процессах управления вузом, поскольку традиционные способы управления в условиях рынка оказываются в ряде случаев несостоятельными. Особое внимание в университете в настоящее время уделяется развитию образовательной и научной инфраструктуры, научных исследований, информационных технологий, системы непрерывного образования, инновационной системы, совершенствованию учебного процесса в структурных подразделениях, развитию общеуниверситетской культуры.

В последнее время социологами предложен новый термин — «инновационная культура», под которой подразумевается необходимость массового вовлечения работников независимо от их профессионально-социального статуса в инновационные процессы. Инновационная культура органически соединяет вопросы образования, науки, культуры с профессиональной практикой.

Мы обучаем студентов на четырех факультетах: инженерном, педагогическом, экономики и права, иностранных языков. Перечень специальностей внушительный — их 29. Среди них инженеры машиностроения, педагоги, экономисты-менеджеры, маркетологи, юристы.

Изучив спрос, открыли подготовку кадров для сферы туризма, физической культуры, геоэкологии, агрономии, зоотехники. В ближайших планах — подготовка инженеров-конструкторов для авиаремонтных предприятий, которые перепрофилируют свое производство на строительство беспилотных летательных аппаратов и легких самолетов.

Следуя современным требованиям, предъявляемым к подготовке специалистов, университет открыл 18 филиалов кафедр в организациях и на предприятиях города и района, а также учебно-научно-производственные объединения на базе Барановичского станкостроительного завода ЗАО «Атлант». Это позволит усилить практикоориентированность образовательного процесса.

Более 500 преподавателей обеспечивают учебный процесс в университете. Среди них — 9 докторов наук, 75 кандидатов наук, 68 доцентов, свыше 100 магистров. Не стану скрывать, что нам еще требуется большое количество преподавателей с учеными степенями. Поэтому ежегодно в докторантуре и аспирантуре обучается от 70 до 100 человек. Результативно сотрудничаем в этом плане не только с вузами Республики Беларусь, но и с Балтийским федеральным университетом имени Иммануила Канта в Калининграде.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter