Вспоминаем юбиляра октября — актера и режиссера Олега Ефремова

Наш современник

Актер, режиссер, собиратель талантов, новатор, создатель театров, открыватель новых драматургических имен… Все это он — многогранный и неповторимый Олег Ефремов. Завтра поклонники таланта народного артиста СССР отметят 95-летие со дня его рождения.

Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе».

Театральный роман

Как это часто бывает в судьбе творческого человека, выбор Ефремовым профессии был предопределен сильным эстетическим впечатлением. Он признавался, что мог не связать свою судьбу с театром, если бы в 1943 году не посмотрел знаменитый спектакль Московского художественного театра «Три сестры»: «Несколько дней я находился под тем впечатлением, которое, наверное, и должен оставлять Чехов».

В 1945-м Олег Ефремов, москвич с Арбата, поступил в Школу-студию МХАТ. И хотя окончил ее с отличием, предложения остаться в художественном театре не получил. Пошел служить в Центральный детский театр, где уже через несколько лет поставил свой первый спектакль «Димка-невидимка», и вся театральная Москва увидела: появился новый талантливый режиссер.


А в 1956 году спектаклем по пьесе Виктора Розова «Вечно живые» заявил о себе театр-студия «Современник». Труппа, возглавляемая Ефремовым, проповедовала свою правду жизни на сцене в противовес МХАТу и его патриархальным традициям, строила репертуар на принципах советского идеализма и доброго товарищества. «Современник» попал в нерв оттепели, стал ее символом. Однако в 1970-м Олега Николаевича утвердили главным режиссером МХАТа, и многие коллеги по «Современнику» восприняли это как предательство с его стороны.

В 1987 году произошел раздел МХАТа на две части. Лидером отколовшейся группы стала Татьяна Доронина. Суть «раздвоения» была проста: Ефремов хотел избавиться от балласта в труппе. Балласт себя таковым не считал. «Раскол был необходим, потому что неестественна труппа до 200 человек — это уже не театр… В этом смысле все, что произошло, правильно», — аргументировал произошедшее Олег Ефремов.

Герой экрана

Коллег удивляло, как Олег Николаевич на все находил время. При своей неимоверной занятости он отвечал на все письма, которые получал, читал новые пьесы. Удивительно и то, что, отдавая все силы театру, Ефремов стал настоящей звездой киноэкрана. Он был одним из лучших актеров советского кино, снялся в фильмах «Берегись автомобиля», «Айболит-66», «Случай с Полыниным», «Три тополя на Плющихе», «Здравствуй и прощай», «Дни хирурга Мишкина», «Мама вышла замуж», «Гори, гори, моя звезда…» и многих других.


Крайне насыщенной была и личная жизнь Олега Ефремова. Его первой официальной женой стала актриса Лилия Толмачева. Они вместе снимались в картине «Строится мост». Именно она познакомила его с Ириной Мазурук, дочерью известного полярного летчика Героя Советского Союза Ильи Мазурука. Ирина и Ефремов прожили три года, но так и не расписались. У них родилась дочь Анастасия. Последней официальной супругой Олега Николаевича была актриса Алла Покровская, дочь оперного режиссера народного артиста СССР Бориса Покровского. В этом браке появился сын Михаил, продолживший творческую династию. Пошли по актерской стезе и внуки.

А последнее детище Олега Ефремова в театре — «Сирано де Бержерак». На репетиции режиссера уже привозили, усаживали в кресло, подключали аппарат, позволяющий легким, пораженным эмфиземой, дышать, и он репетировал. Почему выбрал именно эту пьесу? Говорил, что она о «какой-то идеальной любви и какой-то идеальной, к какой надо стремиться, жизни…»

24 мая 2000 года Олега Ефремова не стало. Он скончался на 73-м году жизни в Москве, в своей квартире на Тверской улице. Похоронили его, как и столь любимого им Чехова, на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой Константина Станиславского.

Чеховский персонаж

Еще будучи студентом Школы-студии МХАТ, Ефремов познакомился с сестрой Чехова Марией Павловной, потом часто гостил у его вдовы Ольги Книппер-Чеховой в солнечном Гурзуфе. Любовь к Чехову предопределила и структурировала всю дальнейшую жизнь Олега Николаевича. Вслед за отцами-основателями МХАТа Константином Станиславским и Василием Немировичем-Данченко он поставил здесь все пять главных чеховских пьес: «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад» и «Три сестры». Казалось, всю жизнь Ефремов вел незримый диалог с Чеховым, советовался с ним, спорил, при этом от спектакля к спектаклю рос как режиссер.


«Чехов глубже всяких концепций, — не раз повторял Ефремов. — Его нельзя всунуть в концепцию. Он дает кусок жизни. Мы в наших спектаклях идем от жизни, от людей, исследуем их уникальность, оригинальность связей между ними. Мы не будем их осовременивать, но будет искать в них свое». «Мне кажется, что и сам Олег Николаевич в какой-то мере был чеховским персонажем, у него даже мысли были чеховские», — отметил ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий.
Олег Ефремов сыграл около 90 ролей в кино, 50 — в театре. Как режиссер поставил почти 70 спектаклей.
НЕ ПРОПУСТИТЕ!

95-летие со дня рождения Олега Ефремова не оставили без внимания многие телеканалы. Например, «Мир» 1 октября предложит зрителям передачу «Наше кино. Неувядающие», в которой будут вспоминать выдающегося актера, режиссера и педагога. Чуть позже на этой же кнопке — детективная трагикомедия «Берегись автомобиля», снятая в 1966 году на «Мосфильме» Эльдаром Рязановым. В ней Олег Николаевич сыграл следователя Максима Подберезовикова. А канал «Культура» покажет мелодраму Ярополка Лапшина «Продлись, продлись, очарованье…» (1984) с Ефремовым в главной роли, а также документальный фильм «Хроники смутного времени» и шедевр Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе» (1967), где он предстал в образе водителя московского такси.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter