Наш шоколад самый вкусный. Но и самый беззащитный

В минувшую субботу в Минске закрылась 13–я международная оптовая выставка–ярмарка «Продэкспо–2007»...
В минувшую субботу в Минске закрылась 13–я международная оптовая выставка–ярмарка «Продэкспо–2007». Здесь было все продовольствие, которое производит наша страна. Но первое, что видели посетители, — роскошные стенды «Спартака» с немыслимыми россыпями шоколада. В паре метров далее располагалась экспозиция «Коммунарки». Они фактически открывали выставку. Тем самым показывая, очевидно, главную гордость белорусского пищепрома.

Но не все безоблачно в мире производства конфет и шоколада. И «СБ» не раз обращалась к этой теме.

Проблемам кондитерской промышленности была посвящена, в частности, наша статья трехлетней давности «Шок» — это не по–нашему!». Тогда наш шоколад вытеснял сопровождаемый агрессивной рекламой импортный продукт. А что сейчас?

Очевидное: телерекламы иностранного шоколада стало заметно меньше. Правда, выводы из этого можно сделать прямо противоположные. Или он перестал поступать в Беларусь, или же дело сделано: белорусский покупатель на него уже основательно «подсел» и рынок окончательно завоеван импортом?

Попробуем разобраться.

— В 2006 году мы пережили «шоковую терапию»: экспорт упал практически наполовину, — говорит начальник управления продаж ОАО «Коммунарка» Сергей Назаров. — Это произошло по той причине, что российские производители «приватизировали» такие известные еще с советских времен сорта, как «Красная Шапочка», «Аленка». Эти названия конфет были запатентованы, хотя права на это россияне имели... Наши конфеты стали арестовывать на таможенных пунктах России.

Информация к размышлению

В 2006 году «Коммунарка» произвела 2 тысячи 100 тонн шоколада. В 2007–м, который еще не завершился, продано уже на 600 тонн больше. Это, представим, полукилометровая очередь большегрузных автомобильных фур! Таков прирост!

На «Спартаке» тенденцию подтвердили. Людмила Рымша, начальник отдела рекламы и маркетинга: «Продажи шоколада растут ежемесячно. Его покупают те, кто предпочитает здоровый образ жизни. Шоколад — хороший «энергетик». «Сделай паузу, скушай...» и так далее — правильный совет! Он не только питает, но и оздоравливает. Как показывают исследования, натуральный («Горький!» – подчеркивает Л.Рымша) шоколад содержит антиоксиданты. «Шоколадные диеты» оценили женщины».

Здесь внимательно отслеживают не только количество конкурирующей, импортной продукции в белорусских магазинах, но и ее качество. Людмила Дробышевская, начальник отдела продаж СП ОАО «Спартак», привела цифры ошеломительные.

В 2006 году 7 предприятий кондитерской отрасли Беларуси произвели 45 тысяч тонн продукции. В то же время только российской на наш рынок поступило почти столько же: 40 тысяч тонн! А ведь есть еще и украинская. Подчеркнем, что это кондитерская продукция в целом: печенье, конфеты шоколадные, карамель и т.д. Но и применительно к шоколаду пропорции, очевидно, те же. Производители соседних стран ведут себя весьма агрессивно. Сдерживать натиск трудно: продукция, как выразилась собеседница, часто бросового качества и по такой же цене. Неискушенный белорусский потребитель берет то, что подешевле, хотя в яркой упаковке совсем не шоколад, а всего лишь «сладкая плитка».

Насчет продаж на «Спартаке» мне сообщили, что белорусский и экспортный рынки пока «удерживаются» в прежних цифрах. Шоколад продают в Россию (основной потребитель), США, Германию, Грецию, Азербайджан, Армению, на Ближний Восток... В США, кстати, спартаковский шоколад стал хитом – его сейчас продают во всех почти штатах.

Светлана Точилина, заместитель генерального директора СП ОАО «Спартак» по производству и технологии, детально разъяснила мне, что считать настоящим шоколадом. Какие из компонентов, указанных на упаковке, должны настораживать?

Информация к размышлению

Шоколад представляет собой продукт переработки какао–бобов с сахаром. В зависимости от содержания сахара вкус может быть горький либо более «мягкий».

В натуральном шоколаде должны быть какао тертое, какао–масло, сахар, лецитин и ванилин. Только это! В тех или иных пропорциях. К слову, на стенде «Спартака» я видел плитки с крупными цифрами на упаковке: 72 и 59. Они говорят о содержании «чистого шоколада». Один горький, другой «мягкий» — кому что нравится. Шоколада может быть и 80 процентов.

Но если в рецептуре значатся какао–порошок и заменитель какао–масла, это — по белорусским стандартам! — уже не шоколад, а кондитерские плитки. Будьте внимательны, друзья! Не «клюйте» на дешевизну!

Вернемся на «Коммунарку»... Можно было бы, конечно, выпускать и «Красную Шапочку». Но в соответствии с лицензионным договором между белорусскими и российскими производителями за это нужно платить. Слишком дорого. «Коммунарка» предпочла другой путь: новые названия, новые сорта, иной дизайн упаковки.

— Принцип нашего маркетинга — «не повторяй конкурентов, ищи свою нишу», — продолжает С.Назаров. — Каждый год начинается с того, что эксперты наших служб садятся за круглый стол и решают: что производить далее и что снимать с производства. Сорта, которые в «рейтинге» продаж занимают нижние строчки, снимаем и заменяем. Маркетинговые исследования показали: покупатель хочет нового! Только в 2007 году мы обновили 40 процентов ассортимента, за два года — почти 80!

Три года назад предприятие только раскручивало новый брэнд «Сладкий танец». Под него была закуплена немецкая линия One shot. Имелись сомнения насчет ее загрузки... Сегодня она загружена под завязку.

Мировая цена какао–бобов практически удвоилась. «Коммунарка», как и прежде, производит шоколад исключительно из натуральных продуктов. Но цена шоколада — читатель подтвердит — если и возросла, то никак не двукратно. Хотя производитель при этом теряет в рентабельности... Но главное – честь марки и забота о потребителях.

По словам С.Назарова, на постсоветском пространстве только Беларусь, как и прежде, производит продукт по ГОСТам — по стандартам. Другие страны руководствуются ТУ — техническими условиями. Которые гораздо менее жестки. Взамен важнейших натуральных компонентов ввести заменители и... также называть смесь шоколадом. Хотя белорусские стандарты это запрещают: такой продукт должен называться как–то иначе — плиткой, батончиком... Чем угодно, только не шоколадом!

С.Назаров признается: «Для меня было большой неприятностью узнать от российских производителей, что они добавляют в шоколад даже сою!»

Информация к размышлению

Импортер привозит к нам продукт с российским сертификатом, который у нас автоматически подтверждается белорусским. В продажу поступает «шоколад», который фактически таковым не является. Понятно, что он дешевле и в прямой конкуренции выигрывает.

Несправедливо, явная «дискриминация». Но мы виноваты сами: чужим производителям позволяем то, что запрещаем своим!

Так может ли импорт погубить белорусский шоколад?

Сергей Назаров: «Все в наших руках. «Коммунарка», конечно, — известный брэнд, но на этом долго не продержишься. Нужны поиск, обновление, рекламные акции: в этом году мы вдвое больше потратили на рекламу! Импорт не позволяет ожиреть, заставляет работать. Кто хочет выстоять, конкурировать — может! Это реально».

Понятно, что, провозглашая открытость экономики, мы не можем закрыть наш рынок от российского или украинского шоколада. Мы должны конкурировать и побеждать в конкуренции. Что этому мешает, было сказано еще три года назад. Цитата из статьи «Шок» — это не по–нашему!»: «...Госстандарту и концерну «Белгоспищепром» поручено провести сертификацию кондитерских изделий (включая шоколад), поступающих из России и стран СНГ. Это, очевидно, перекроет доступ дешевого, но «поддельного» продукта. Или обяжет производителя называть вещи своими именами, не лукавить».

Как выяснилось, поручение не выполнено. Хотя подвижки, по словам С.Точилиной, есть. Речь идет о покупке некоего прибора, который будет идентифицировать ингредиенты и отделять натуральные от искусственных заменителей. Который будто бы стоит баснословно дорого...

Но неужели настолько, что это соизмеримо с потерями, которые несут белорусские производители шоколада? Ведь даже внутренний рынок оценивается в десятки миллионов долларов! Связь прямая: прибыльная работа на внутреннем рынке означает инвестиции и победы на внешних.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter