О хозяйском подходе в ЖКХ

Наш пример — другим наука

Обсуждая тему энергосбережения, проектирования и строительства жилья в стране, похоже, мало кто изучает реальную обстановку на местах, особенно в тех домах, которым не один десяток лет. Тогда как ситуация совсем неоднозначная.


Счетчики понаставили, а элементарное до сих пор не делается. Нет анализа потребления энергии по группам домов, построенных по схожим проектам и сопоставимых по отапливаемой площади. Допускаю, что какие–то цифры сожженных гигакалорий имеются, но не происходит главного — активных действий по предотвращению перерасхода. К примеру, сколько и какой дом должен потреблять тепловой энергии по проекту, нигде не указано. Информации нет ни в техническом паспорте, ни в другой документации. Так на что тогда прикажете ориентироваться исполнителям? Почему, допустим, из Минжилкомхоза или хотя бы из областных управлений ЖКХ в адрес кооператива не поступают задания по экономии тепла? И рекомендации о распространении передового опыта, как этого добиться? Или чиновникам все равно, сколько энергоносителей пустит в трубу дом? Тогда зачем было тратить деньги на приборы учета? Домом ведь управлять нужно, а не созерцать его...

Мы, к примеру, в своем кооперативе с начала 2012 года по апрель 2015–го снизили потребление тепловой энергии с 811 до 704 Гкал. В денежном выражении минус 10,3 миллиона рублей в нынешних ценах, и это по гостарифу. Считайте, получили целый месяц бесплатного энергоснабжения. При подсчете полученной экономии по тарифу, обеспечивающему полное возмещение экономически обоснованных затрат на услуги по теплоснабжению, экономия составила без малого 50 миллионов рублей. А если учесть полную себестоимость 1 Гкал тепла для экономики страны, то фактически один наш дом за два года сэкономил государству почти 91 миллион рублей. Для специалистов добавлю: эта цифра достигнута в обыкновенном 10–этажном панельном доме серии III–90–3 общей площадью 9.170 кв. м. При том, что дом никакой не энергосберегающий и резервы для экономии тепла еще есть.

Спросите, что сделали? Да элементарное. Утеплили трубы в техподполье. Закрыли окна в подъезде и выходы на крышу. Автоматику, которая фактически никогда не действовала, перевели на ручное управление: когда теплеет, подачу теплоносителя уменьшаем, и наоборот. А еще по просьбе жильца для эксперимента в одной квартире на южной стороне дома разрешили установить кран, прекращающий подачу отопления в радиаторы. Жилье обогревалось все зимы только трубой общего стояка. Вот и все секреты. При этом соседний дом, очень похожий на наш, израсходовал тепловой энергии на треть больше. Но никого из управленцев ЖКХ и предприятия «Теплоэнергетика» в Могилеве такая разница почему–то не заинтересовала.

Более того, у меня возникают большие сомнения: а экономят ли сами энергетики? Видели б вы фонтан во дворе КУП «Теплоэнергетика»! Это целый оазис туй и иных дорогостоящих растений. 20 кондиционеров на двухэтажное здание, видеонаблюдение (для сравнения: в 8–этажном здании Могилевского горисполкома всего лишь 10 кондиционеров). Полагаю, все это стоит немалых денег и прибавляет затрат в организации, которая фактически ничего не производит и является лишь посредником между Могилевскими тепловыми сетями и ЖРЭУ, ЖСПК и ТС. Почему бы не разобраться: кто и за что платит? Есть так называемые производственно–обоснованные затраты, вот их и нужно закладывать в себестоимость, а остальное — туи, фонтаны, видеонаблюдение, кондиционеры — только за счет дополнительной прибыли. Глядишь, на себестоимости тепла и сэкономили бы.

Но и это еще не все. Забыто у нас напрочь одно обстоятельство, от которого напрямую зависит экономия — материальное вознаграждение работников, которые ее добились. Работай над сбережением тепла в доме или нет, все равно ничего не получишь. Здесь тоже кроется важная причина расточительности. Нарушен баланс между поставщиком, который в растратах заинтересован, и потребителем, представитель которого в лице ЖРЭУ также мало печется о реальной экономии. Ему ведь за это ничего не будет. Ни плохого, ни хорошего. А энергосбережение в каждом доме вполне возможно. Наш пример — другим наука.

sergey_shevtcenk@mail.ru

Советская Белоруссия № 89 (24719). Четверг, 14 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter