Наш ответ СПИДу

Что медики могут противопоставить угрозе, которая даже у нас, в тихой Беларуси, далеко не призрачна: с начала года злополучную инфекцию подхватили более 600 человек.
День борьбы со СПИДом человечество встречает в унынии. Еще несколько лет назад все уповали на вакцину фирмы "Джи-векс", которая была введена почти 5 тысячам лиц из групп риска, но... эффект от прививки оказался нулевым. Что медики могут противопоставить угрозе, которая даже у нас, в тихой Беларуси, далеко не призрачна: с начала года злополучную инфекцию подхватили более 600 человек.

"Мое личное убеждение: если не будет вакцины, то СПИД в ближайшие годы нам не одолеть", - считает Петр Рытик, заведующий лабораторией изучения СПИДа БелНИИ эпидемиологии и микробиологии. Беда в том, что медики, победившие с помощью иммунопрофилактики оспу, корь и полиомиелит, никак не могут до конца "раскусить" ВИЧ-инфекцию. В мире уже разработано более 40 вакцин, но это совсем не значит, что час победы близок. Ведь все варианты нужно еще испробовать на тысячах пациентов. У белорусской науки есть свой "ответ СПИДу". Причем найти его помогли не ультрасовременные технологии, а драгоценный опыт прошлых лет.

ВИЧ - едва ли не единственная в мире инфекция, для изучения которой у медиков нет "среднего звена": каких бы ни тестировали животных, все они оказывались нечувствительными к вирусу, поэтому от опытов в пробирках приходилось сразу переходить к испытаниям на людях. "А не подойдет ли на роль "животной модели" хлопковая крыса?" - задумались в белорусской лаборатории изучения СПИДа. Первые же испытания обнадежили: уже через 5 - 6 месяцев вирус обнаружили во всех крысиных органах. Идею поддержал знаменитый Национальный институт здоровья в Вашингтоне, а вскоре и сам занялся ею вплотную. "Мы с хлопковой крысой работали еще лет 30 назад, когда занимались оспой и сыпным тифом, - говорит Петр Рытик, - это животное настолько экзотично, что использовать его просто никому не приходило в голову". Со дня на день подробный рассказ об отечественном "ноу-хау" появится в одном из самых авторитетных в мире медицинских журналов.

Но как помочь уже инфицированным соотечественникам? Да, последние 4 года на рынке появились препараты, которые "берут" вирус в такой оборот, что он долгое время лишь слабо тлеет в организме. В Европе, например, число летальных исходов от СПИДа благодаря комбинированной химиотерапии снизилось в 2,5 раза. Но курс лечения страшно дорог - 12 - 15 тысяч долларов в год. Кому из более чем 6 тысяч ВИЧ-инфицированных белорусов это по карману? Петр Рытик с коллегами стали искать препараты, которые были бы менее дорогими и менее токсичными. Искали среди уже известных лекарств, ориентируясь на продукцию отечественных производителей. На мысль натолкнул тот факт, что азидотимидин - "патриарх" в борьбе со СПИДом - в свое время считался противоопухолевым средством, а по-настоящему проявил себя лишь 15 лет назад, когда у него обнаружили способность почти до нуля подавлять размножение ВИЧ. В итоге ученые остановились на трех из "хорошо забытых" препаратов. Сейчас медики готовятся к клиническим испытаниям. Камень преткновения, как всегда, один - финансирование. Но чем быстрее практика придет на смену теории сегодня, тем убедительнее прозвучит "наш ответ СПИДу" в обозримом будущем.


Cправка "СБ"

Подавляющее большинство ВИЧ-инфицированных (79 процентов) - молодые люди в возрасте 15 - 29 лет.

Инфицированных женщин в 2 раза меньше, чем мужчин: 30,4 процента против 69,6.

С каждым годом в Беларуси растет количество детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями: в 1996 году их было 6, в 2000-м - 51, а за десять месяцев 2004 года - 110.

Всего в Беларуси зарегистрировано 138 больных СПИДом, 82,6 процента из них уже умерло.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter