Проект Конституции опубликован, но самое важное — понять, что же нового будет в Основном Законе, какие существенные новации нас ждут. Это те изменения, которые корректируют курс развития нашего государства и общества. И здесь есть два аспекта: внутренний — изменение структуры политической системы государства — и внешний — позиционирование нашей страны на внешней арене.
Мы не копируем чужие формы демократии, потому что в Беларуси нельзя автоматически применять институты, сформированные в других исторических условиях. Всебелорусское народное собрание становится конституционным органом для того, чтобы быть стабилизирующим фактором в государстве, определять стратегические направления развития.
При этом формироваться оно будет на гораздо более широкой основе, чем Парламент, хотя, отвечая на вопрос о его легитимности, следует сказать, что оно будет состоять как из депутатского корпуса различных уровней, так и из представителей гражданского общества, что делает его совершенно легитимным высшим органом народовластия.
И именно поэтому ВНС может принимать решение об импичменте президенту в случае выявления преступлений и иных действий, представляющих угрозу национальной безопасности. Это наша страховка от случайного человека во власти. И это нужно предусмотреть, особенно памятуя распад СССР и роль в этом руководителя страны Горбачева.
Полномочия Президента, согласно проекту Конституции, распределяются таким образом, что в стране сохраняется сильная президентская власть, но при этом Президент разгружается от лишних и чрезмерных функций. Кроме того, у Президента уже не будет права издавать декреты прямого действия — это был вид юридической нормы, необходимый в непростое время становления государства, но сейчас все вопросы будут решаться через обычное нормотворчество — законы.
Это означает, что наше государство становится все более регулярным, опирающимся на институты, а не чрезвычайным, и это тоже признак стабилизации политической системы и планирования ее развития на длительный срок.
Очень важные конституционные нововведения касаются внешней политики и политики ценностей. Учитывая крайне агрессивные действия Запада в последнее время и наши союзнические отношения с Россией, мы уже не можем декларировать стремление к нейтралитету.
Кроме этого, проект Конституции предусматривает, что по предложению Президента Всебелорусское народное собрание может рассматривать вопрос о направлении белорусских военнослужащих за границу для участия в обеспечении коллективной обороны и безопасности — здесь идет речь о наших союзнических обязательствах в рамках ОДКБ.
В то же время Конституция будет исключать возможность агрессивных действий и нападения с нашей территории. А это еще раз подчеркивает миролюбивый характер нашей внешней политики и опровергает все инсинуации наших оппонентов на Западе.
Впервые в истории в Конституции мы четко обозначаем нашу политику ценностей — сохранение и защиту исторической памяти о подвиге белорусского народа в Великой Отечественной войне, защиту традиционных семейных ценностей, сохранение социального характера государства.
Эти ценности описывают идеологическую основу, суть нашего государства, его специфику и ориентиры. Но кроме декларации в Конституции очень важно, чтобы и сами граждане понимали и принимали на себя обязанность защищать эти ценности. В Конституции сказано и об этом. Государство немало дает нашим гражданам, но потому вправе потребовать и обратного отношения — осознанно ответственного и патриотического. В этом залог нашего успеха.
Алексей Дзермант, научный сотрудник Института философии Национальной академии наук, политолог
МНЕНИЕ
Игорь Марзалюк, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке, член-корреспондент НАН, доктор исторических наук, профессор:

Еще раз напомню, что вопрос об усовершенствовании политической системы для улучшения конституционного процесса был проговорен задолго до всех тех драматических событий, которые происходили в Беларуси в 2020 году. И в первую очередь разговор этот шел по инициативе Президента. Теперь эта инициатива реализована — и появилась фундаментальная возможность всем, кто хочет видеть страну независимой и суверенной, с национальной, исторической, культурной традицией, проголосовать за эти изменения.
Читайте, сравнивайте — и вы увидите, что перед вами Конституция, которая открывает еще более широкое окно возможностей для тех, кто думает и мыслит национальными категориями, для тех, кто любит свою страну и хочет ее еще больше усовершенствовать. Изменения в проект Конституции направлены как раз на то, чтобы каждый гражданин страны, который может и хочет переформатировать политическую систему, принимать активнейшее участие в строительстве государства и нации, имел такую возможность.
Новый проект Конституции демократичен, открыт и учитывает все важные моменты, по которым критиковали нынешнюю власть наиболее конструктивные ее оппоненты. Поэтому я хотел бы повторить один старый польский слоган, который я видел в Варшаве в 90-х годах перед очередными их выборами: «Не будь дурны, идзь до урны!» То есть не будь придурком, приходи к избирательной урне, голосуй за свое будущее, совершенствуй свою страну.
Все, кто считает, что их родина здесь, должны принять участие в конституционном референдуме. И я глубоко убежден: не просто должны, а обязаны его поддержать! Если у вас белорусское сердце, белорусская душа. И если вы видите Беларусь суверенной мощной страной в центре евразийского континента, а не маргинальной колонией, граждане которой подрабатывают на чужих клубничных плантациях и выставляют своих женщин с протянутой рукой на европейские трассы.
ПОЗИЦИЯ

Артем Пухов, замдекана юридического факультета БГУ, кандидат юридических наук, член Конституционной комиссии:
— 23 декабря 2021 года Президент на итоговом совещании с членами рабочей группы по доработке проекта Конституции анонсировал, что текст Основного Закона будет представлен для обсуждения широкой общественности в течение нескольких дней. Этим в очередной раз Глава государства продемонстрировал, что работает по принципу «сказал — сделал». С сегодняшнего дня все граждане нашей страны смогут ознакомиться со всем объемом предлагаемых изменений и дополнений в Конституцию. Такая практика позволит сделать документ поистине народным.
У белорусов огромный интеллектуальный и творческий потенциал. Я убежден, что чем больше глаз увидят текст обновленной Конституции, чем больше обратной связи мы получим, тем будет лучше для общего дела. Поэтому критически важно, чтобы граждане активно включились в обсуждение проекта обновленной Конституции. При этом не лишним будет напомнить завет Президента членам Конституционной комиссии: «Когда вы прикасаетесь к тексту Конституции, в первую очередь думайте о своих детях. Потому что именно им жить по новой Конституции». Это подчеркивает не только важность, но и ответственность каждого за предлагаемые новации.
Предлагаемый вариант Конституции — это результат длительной и кропотливой работы членов Конституционной комиссии, рабочей группы и еще многих-многих людей, профессионалов своего дела и патриотов своей страны.
Напомню, Конституция 1994 года принималась в принципиально иных социально-экономических и политических условиях. Перед государством стояли абсолютно другие задачи: отстроить экономику, преодолеть нищету и разруху, консолидировать нацию. Поэтому и Основной Закон был «заточен» под их решение. За более чем 25-летний период действия Конституции изменились и мир, и наша страна. Наше общество тоже созрело для перемен. Однако перемены переменам рознь. Хаотичным хождением по улицам вряд ли можно добиться успехов в построении сильной и процветающей Беларуси. Следует двигаться по пути поступательного, планомерного и инновационного развития общества и государства. Ведь демократия — это позиция большинства, но с учетом мнения меньшинства. Этот принцип должен соблюдаться и при обсуждении поправок к Конституции.
Сегодня предлагается адаптировать текст Конституции к новым историческим реалиям. По своему содержанию поправки весьма разнообразны. Это сохранение национальных традиций и защита традиционных семейных ценностей, исторической памяти о героическом прошлом и подвиге белорусского народа во время Великой Отечественной войны, особая забота об инвалидах, ветеранах, пожилых людях, поддержка молодежи, охрана персональных данных, развитие атомной энергетики, расширение избирательных прав граждан и другие. Большой спектр изменений и дополнений касается вопросов организации государственной власти, конституционно-правового статуса Всебелорусского народного собрания, перераспределения полномочий от Президента к иным ветвям власти, расширения компетенции Конституционного Суда...
Не лишним будет напомнить, что в отличие от многих государств как ближнего, так и дальнего зарубежья отечественная Конституция практически не подвергалась изменениям. Для сравнения: в Конституцию Грузии поправки вносились более 30 раз, а в Киргизии за 30 лет действует уже третья по счету Конституция.
Это говорит о том, что действующая Конституция прошла апробацию временем и требует лишь тех изменений и дополнений, которые позволят ей и впредь быть
фундаментом сильной и независимой Беларуси. Большой процесс стартовал, это самый ответственный и, по сути, исторический момент в жизни каждого белоруса. Тем более что этот процесс идет в Год народного единства.
Если мы хотим, чтобы Беларусь оставалась мирной и спокойной страной, сохранила традиционные духовные ценности и национальную культуру, могла самостоятельно определять внешнюю и внутреннюю политику, выстраивать свою экономическую модель, то уже сегодня следует проявить активную гражданскую позицию и принять участие в обсуждении проекта Основного Закона.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Галина Лагунова, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике:

— Во главе всех новаций проекта Конституции — гражданин Беларуси, его всесторонняя защита и поддержка государства. А предлагаемая роль и место Всебелорусского народного собрания — это и вовсе высший пилотаж демократии и народовластия. Оно основано на славянских корнях народного вече. Пусть Беларусь и небольшое государство, но максимальное вовлечение граждан в процесс руководства страной позволит нам нести личную ответственность перед обществом. При этом заложенные в проекте главного закона понятия суверенитета, территориальной целостности, мира и стабильности — это не просто слова, а четкий алгоритм действий по синхронизации механизмов управления государством.
Помните, как в недавней истории мы строили безбедное будущее, ожидая, что наши дети будут жить при коммунизме. Не случилось. Сегодня же мы, советуясь со всем народом, пишем Конституцию и законы для себя. О том, как бы нам хотелось жить на своей земле, здесь и сейчас. Учитывая всенародный энтузиазм в виде поступивших предложений, будущие поколения будут жить лучше. Потому что им небезразлично завтра Беларуси. На протяжении последних месяцев в мой адрес регулярно поступают телефонные звонки от жителей избирательного округа с просьбой ознакомиться с проектом Конституции. Это говорит о том, что граждане желают сами стать вершителями своей судьбы и принять действенное участие как в создании Конституции, так и планируемом референдуме.
При этом я с долей уважения относилась к когда-то существовавшей в стране конструктивной оппозиции, которая предлагала свои варианты развития государства, экономики и общества. Но то, что демонстрируют сегодня беглые, иначе как предательством и не назовешь. Посмотрите, к чему они призывают. С одной стороны, они создают поводы для введения коллективным Западом санкций против своих же соотечественников, участвуют в разглашении служебных секретов и конфиденциальной информации о гражданах Беларуси. А с другой — призывают нас к отказу от братских отношений с Россией, выходу из Союзного государства, ЕАЭС, ОДКБ, закрытию Белорусской АЭС, отказу от русского языка как государственного... Поэтому никаких аналогий с их программами с точки зрения законотворчества даже быть не может. Голосовать за внесение изменений в Конституцию будет наш народ, а не кучка беглых преступников.
osipov@sb.by,
demeshko@sb.by