Впервые в истории в Конституции мы четко обозначаем нашу политику ценностей

Наш обновленный патриотизм

Впервые в истории в Конституции мы четко обозначаем нашу политику ценностей — сохранение и защиту исторической памяти о подвиге белорусского народа в Великой Отечественной войне, защиту традиционных семейных ценностей, сохранение социального характера государства

Проект Конституции опубликован, но самое важное — понять, что же нового будет в Основном Законе, какие существенные новации нас ждут. Это те изменения, которые корректируют курс развития нашего государства и общества. И здесь есть два аспекта: внутренний — изменение структуры политической системы государства — и внешний — позиционирование нашей страны на внешней арене.


Во внутренней структуре в проекте Конституции самым важным представляется развитие собственной, аутентично-белорусской системы народовластия, одним из элементов которой будет Всебелорусское народное собрание.

Мы не копируем чужие формы демократии, потому что в Беларуси нельзя автоматически применять институты, сформированные в других исторических условиях. Всебелорусское народное собрание становится конституционным органом для того, чтобы быть стабилизирующим фактором в государстве, определять стратегические направления развития.

При этом формироваться оно будет на гораздо более широкой основе, чем Парламент, хотя, отвечая на вопрос о его легитимности, следует сказать, что оно будет состоять как из депутатского корпуса различных уровней, так и из представителей гражданского общества, что делает его совершенно легитимным высшим органом народовластия.

И именно поэтому ВНС может принимать решение об импичменте президенту в случае выявления преступлений и иных действий, представляющих угрозу национальной безопасности. Это наша страховка от случайного человека во власти. И это нужно предусмотреть, особенно памятуя распад СССР и роль в этом руководителя страны Горбачева.

Полномочия Президента, согласно проекту Конституции, распределяются таким образом, что в стране сохраняется сильная президентская власть, но при этом Президент разгружается от лишних и чрезмерных функций. Кроме того, у Президента уже не будет права издавать декреты прямого действия — это был вид юридической нормы, необходимый в непростое время становления государства, но сейчас все вопросы будут решаться через обычное нормотворчество — законы.

Это означает, что наше государство становится все более регулярным, опирающимся на институты, а не чрезвычайным, и это тоже признак стабилизации политической системы и планирования ее развития на длительный срок.

Очень важные конституционные нововведения касаются внешней политики и политики ценностей. Учитывая крайне агрессивные действия Запада в последнее время и наши союзнические отношения с Россией, мы уже не можем декларировать стремление к нейтралитету.

Кроме этого, проект Конституции предусматривает, что по предложению Президента Всебелорусское народное собрание может рассматривать вопрос о направлении белорусских военнослужащих за границу для участия в обеспечении коллективной обороны и безопасности — здесь идет речь о наших союзнических обязательствах в рамках ОДКБ.

В то же время Конституция будет исключать возможность агрессивных действий и нападения с нашей территории. А это еще раз подчеркивает миролюбивый характер нашей внешней политики и опровергает все инсинуации наших оппонентов на Западе.

Впервые в истории в Конституции мы четко обозначаем нашу политику ценностей — сохранение и защиту исторической памяти о подвиге белорусского народа в Великой Отечественной войне, защиту традиционных семейных ценностей, сохранение социального характера государства.

Эти ценности описывают идеологическую основу, суть нашего государства, его специфику и ориентиры. Но кроме декларации в Конституции очень важно, чтобы и сами граждане понимали и принимали на себя обязанность защищать эти ценности. В Конституции сказано и об этом. Государство немало дает нашим гражданам, но потому вправе потребовать и обратного отношения — осознанно ответственного и патриотического. В этом залог нашего успеха.

Алексей Дзермант, научный сотрудник Института философии Национальной академии наук, политолог


МНЕНИЕ

Игорь Марзалюк, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке, член-корреспондент НАН, доктор исторических наук, профессор:


— Власть демонстрирует свою готовность изменяться, готовность к дальнейшей политической мобилизации и — в позитивном плане — к переменам во всей стране. Беларусь демонстрирует, что она была, есть и будет оставаться динамичным организмом, политическая власть которого четко реагирует на запросы конструктивной части общества.

Еще раз напомню, что вопрос об усовершенствовании политической системы для улучшения конституционного процесса был проговорен задолго до всех тех драматических событий, которые происходили в Беларуси в 2020 году. И в первую очередь разговор этот шел по инициативе Президента. Теперь эта инициатива реализована — и появилась фундаментальная возможность всем, кто хочет видеть страну независимой и суверенной, с национальной, исторической, культурной традицией, проголосовать за эти изменения.

Читайте, сравнивайте — и вы увидите, что перед вами Конституция, которая открывает еще более широкое окно возможностей для тех, кто думает и мыслит национальными категориями, для тех, кто любит свою страну и хочет ее еще больше усовершенствовать. Изменения в проект Конституции направлены как раз на то, чтобы каждый гражданин страны, который может и хочет переформатировать политическую систему, принимать активнейшее участие в строительстве государства и нации, имел такую возможность.

Новый проект Конституции демократичен, открыт и учитывает все важные моменты, по которым критиковали нынешнюю власть наиболее конструктивные ее оппоненты. Поэтому я хотел бы повторить один старый польский слоган, который я видел в Варшаве в 90-х годах перед очередными их выборами: «Не будь дурны, идзь до урны!» То есть не будь придурком, приходи к избирательной урне, голосуй за свое будущее, совершенствуй свою страну.

Все, кто считает, что их родина здесь, должны принять участие в конституционном референдуме. И я глубоко убежден: не просто должны, а обязаны его поддержать! Если у вас белорусское сердце, белорусская душа. И если вы видите Беларусь суверенной мощной страной в центре евразийского континента, а не маргинальной колонией, граждане которой подрабатывают на чужих клубничных плантациях и выставляют своих женщин с протянутой рукой на европейские трассы.

ПОЗИЦИЯ


Артем Пухов, замдекана юридического факультета БГУ, кандидат юридических наук, член Конституционной комиссии:

— 23 декабря 2021 года Президент на итоговом совещании с членами рабочей группы по доработке проекта Конституции анонсировал, что текст Основного Закона будет представлен для обсуждения широкой общественности в течение нескольких дней. Этим в очередной раз Глава государства продемонстрировал, что работает по принципу «сказал — сделал». С сегодняшнего дня все граждане нашей страны смогут ознакомиться со всем объемом предлагаемых изменений и дополнений в Конституцию. Такая практика позволит сделать документ поистине народным.

У белорусов огромный интеллектуальный и творческий потенциал. Я убежден, что чем больше глаз увидят текст обновленной Конституции, чем больше обратной связи мы получим, тем будет лучше для общего дела. Поэтому критически важно, чтобы граждане активно включились в обсуждение проекта обновленной Конституции. При этом не лишним будет напомнить завет Президента членам Конституционной комиссии: «Когда вы прикасаетесь к тексту Конституции, в первую очередь думайте о своих детях. Потому что именно им жить по новой Конституции». Это подчеркивает не только важность, но и ответственность каждого за предлагаемые новации.

Предлагаемый вариант Конституции — это результат длительной и кропотливой работы членов Конституционной комиссии, рабочей группы и еще многих-многих людей, профессионалов своего дела и патриотов своей страны.

Напомню, Конституция 1994 года принималась в принципиально иных социально-экономических и политических условиях. Перед государством стояли абсолютно другие задачи: отстроить экономику, преодолеть нищету и разруху, консолидировать нацию. Поэтому и Основной Закон был «заточен» под их решение. За более чем 25-летний период действия Конституции изменились и мир, и наша страна. Наше общество тоже созрело для перемен. Однако перемены переменам рознь. Хаотичным хождением по улицам вряд ли можно добиться успехов в построении сильной и процветающей Беларуси. Следует двигаться по пути поступательного, планомерного и инновационного развития общества и государства. Ведь демократия — это позиция большинства, но с учетом мнения меньшинства. Этот принцип должен соблюдаться и при обсуждении поправок к Конституции.

Сегодня предлагается адаптировать текст Конституции к новым историческим реалиям. По своему содержанию поправки весьма разнообразны. Это сохранение национальных традиций и защита традиционных семейных ценностей, исторической памяти о героическом прошлом и подвиге белорусского народа во время Великой Отечественной войны, особая забота об инвалидах, ветеранах, пожилых людях, поддержка молодежи, охрана персональных данных, развитие атомной энергетики, расширение избирательных прав граждан и другие. Большой спектр изменений и дополнений касается вопросов организации государственной власти, конституционно-правового статуса Всебелорусского народного собрания, перераспределения полномочий от Президента к иным ветвям власти, расширения компетенции Конституционного Суда...

Не лишним будет напомнить, что в отличие от многих государств как ближнего, так и дальнего зарубежья отечественная Конституция практически не подвергалась изменениям. Для сравнения: в Конституцию Грузии поправки вносились более 30 раз, а в Киргизии за 30 лет действует уже третья по счету Конституция.

Это говорит о том, что действующая Конституция прошла апробацию временем и требует лишь тех изменений и дополнений, которые позволят ей и впредь быть
фундаментом сильной и независимой Беларуси. Большой процесс стартовал, это самый ответственный и, по сути, исторический момент в жизни каждого белоруса. Тем более что этот процесс идет в Год народного единства.

Если мы хотим, чтобы Беларусь оставалась мирной и спокойной страной, сохранила традиционные духовные ценности и национальную культуру, могла самостоятельно определять внешнюю и внутреннюю политику, выстраивать свою экономическую модель, то уже сегодня следует проявить активную гражданскую позицию и принять участие в обсуждении проекта Основного Закона.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Галина Лагунова, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике:


— Во главе всех новаций проекта Конституции — гражданин Беларуси, его всесторонняя защита и поддержка государства. А предлагаемая роль и место Всебелорусского народного собрания — это и вовсе высший пилотаж демократии и народовластия. Оно основано на славянских корнях народного вече. Пусть Беларусь и небольшое государство, но максимальное вовлечение граждан в процесс руководства страной позволит нам нести личную ответственность перед обществом. При этом заложенные в проекте главного закона понятия суверенитета, территориальной целостности, мира и стабильности — это не просто слова, а четкий алгоритм действий по синхронизации механизмов управления государством.

Помните, как в недавней истории мы строили безбедное будущее, ожидая, что наши дети будут жить при коммунизме. Не случилось. Сегодня же мы, советуясь со всем народом, пишем Конституцию и законы для себя. О том, как бы нам хотелось жить на своей земле, здесь и сейчас. Учитывая всенародный энтузиазм в виде поступивших предложений, будущие поколения будут жить лучше. Потому что им небезразлично завтра Беларуси. На протяжении последних месяцев в мой адрес регулярно поступают телефонные звонки от жителей избирательного округа с просьбой ознакомиться с проектом Конституции. Это говорит о том, что граждане желают сами стать вершителями своей судьбы и принять действенное участие как в создании Конституции, так и планируемом референдуме.

При этом я с долей уважения относилась к когда-то существовавшей в стране конструктивной оппозиции, которая предлагала свои варианты развития государства, экономики и общества. Но то, что демонстрируют сегодня беглые, иначе как предательством и не назовешь. Посмотрите, к чему они призывают. С одной стороны, они создают поводы для введения коллективным Западом санкций против своих же соотечественников, участвуют в разглашении служебных секретов и конфиденциальной информации о гражданах Беларуси. А с другой — призывают нас к отказу от братских отношений с Россией, выходу из Союзного государства, ЕАЭС, ОДКБ, закрытию Белорусской АЭС, отказу от русского языка как государственного... Поэтому никаких аналогий с их программами с точки зрения законотворчества даже быть не может. Голосовать за внесение изменений в Конституцию будет наш народ, а не кучка беглых преступников.

osipov@sb.by,

demeshko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter