Наш Нэш

В запасниках «Националки» нашлись картины, достойные лучших музеев

В запасниках Национальной библиотеки нашлись картины, о которых мечтают ведущие художественные музеи

Минская международная выставка графики «Арт-линия», которая проходит в Национальной библиотеке Беларуси уже в третий раз, постоянно чем-то удивляет. Это касается не только конкурсной программы, но и почетных гостей. В 2008 году свои работы представляла знаменитая итальянская художница Карла Аккарди. Вслед за этим белорусы имели уникальную возможность созерцать творения одного из создателей метафизической живописи, сюрреалиста, последователя Сальвадора Дали Джорджио де Кирико, привезенные в Беларусь из частной коллекции.

В этом году в качестве почетного гостя выступает словенский график Кароль Феликс. Но это далеко не все, чем организаторы выставки собираются удивлять посетителей. Впервые в рамках «Арт-линии» проходит ретропрограмма. И сразу сенсация. Впервые в Беларуси выставляются работы известного английского графика-литографа XIX века Джозефа Нэша, долгие годы пылившиеся в запасниках Национальной библиотеки.

— Идея сделать ретропрограмму витала в воздухе давно, — рассказал куратор выставки, заведующий галерейно-выставочным отделом Федор Ястреб.— Но трудно было найти достойные коллекции графики. Деловой разговор с одной из наших сотрудниц привел к тому, что мы стали просматривать работы, имеющиеся у нас в коллекции. Они практически никогда не перебирались. Я посмотрел и восхитился. Это коллекционные вещи. У меня не было никаких сомнений, что именно Нэш должен открывать ретропрограмму.

О такой коллекции может мечтать любой художественный музей. Нэш был большим мастером архитектуры. Не случайно ему и некоторым другим его коллегам заказали чертежи Парижа и его окрестностей. Художник много путешествовал, попутно делал эскизы и зарисовки. В итоге Нэш стал супермастером в изображении интерьеров, он, как никто другой, тщательно прорисовывал мельчайшие элементы. Чтобы оживить свои работы, вводил в сюжеты фигуры людей. Его произведения служили настольной книгой для архитекторов, часто использовались газетами и другими художниками. Собственно, поэтому вовсе не удивительно, что 49 его работ в свою богатую коллекцию приобрели королева Виктория и принц Альберт. Произведения Джозефа Нэша хранятся в различных музеях мира и в частных коллекциях. Теперь можно с гордостью говорить, что они есть и в Беларуси.

Но как они попали к нам в страну и, в частности, в Национальную библиотеку?

— Однозначно, что это послевоенное приобретение, — говорит главный библиограф отдела библиографической обработки Галина Апанович. – На коллекции нет никаких штампов. Но в инвентарной книге записано, что она поступила к нам в начале 90-х. Откуда? Точно определить невозможно. Есть несколько вариантов. Возможно, работы попали к нам из частной коллекции. Менее вероятно, что это трофейные приобретения. Эксперты предполагают, что, скорее всего, произведения поступили из Государственного обменного книжного фонда СССР, существовавшего в послевоенное время. Наша библиотека была разграблена, и культурные учреждения Санкт-Петербурга и Москвы делились с нами своими художественными ценностями.

— Какова же стоимость этих произведений искусства?

— Затрудняюсь назвать конкретную сумму. Но думаю, что на артрынке они стоят очень дорого. Могу сказать о работах Джорджио де Кирико, которые выставлялись у нас в прошлом году. Рыночная стоимость одной – около ста тысяч долларов. Это мастер начала ХХ века, Нэш же работал в XIX веке, что придает его картинам еще большую ценность. Кроме того, здесь ведь представлено 47 работ!

— Федор Адамович, очень интересно, есть ли еще что-то уникальное в запасниках Национальной библиотеки? Чем собираетесь удивлять в следующем году?

— Сегодняшняя Национальная библиотека – это не только место, где хранятся книги, в том числе раритетные. Здесь еще находятся и великолепные редкие собрания графики. 47 выставленных работ Нэша — это лишь часть его коллекции, имеющейся у нас. Кроме того, есть несколько графических коллекций других художников. Предполагаем, что следующий раз представим французскую графику XIX века.

-----------------------------------

Кстати

В этом году на «Арт-линии» очень широкая география участников. Представлены графики Италии, Испании, Польши, Эстонии, Украины, России, Беларуси и других стран. Открытием нынешней выставки можно назвать работы представителей киевского художественного центра «Я-галерея»: Гран-при присужден Руслану Трэмба, а первый диплом — у 17-летней Александры Сидарец. Стоит отметить, что белорусские графики в этом году получили четыре диплома.

-----------------------------------

На снимке: одна из работ Джозефа Нэша.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter