Наш Моуринью

Юрий Вергейчик о голах и тюльпанах
Юрий Вергейчик о голах и тюльпанах

У многих заголовок может вызвать как минимум негодование. При чем тут Вергейчик к Моуринью? — и такой вопрос имеет право на жизнь. Разве не похож Юрий Васильевич на португальского специалиста? Ну как же? Тренер горняков очень любит деловой стиль одежды, даже пальтишко носит ничуть не хуже, чем у того же Моуринью. А поведение? Что не игра с участием солигорского «Шахтера» — так обязательно жди сюрпризов от Вергейчика. То он демонстративно проявляет недовольство своими игроками, подкрепляя его жаркими словечками, то на пресс–конференции критикует арбитров. Никого не узнаете? Сегодня Юрий Васильевич может уволить Беганского, завтра выпустить его в основе, а на следующий день вновь отчислить. В этом весь Вергейчик... Но чего никогда не отнимешь у Юрия Васильевича, так это открытости, искренности. С ним приятно говорить на любые темы, долго или мало, о футболе или о жизни. Всегда будь уверен в одном: Вергейчик говорит только правду и ничего, кроме правды. За что часто, кстати, имеет проблемы.

Вергейчик даже в межсезонье не успокаивается ни на секунду, все что–то делает, где–то с кем–то встречается, решает какие–то важные дела. Наша встреча и вовсе переносилась раз эдак пять так точно. «Позвоните попозже, я занят...», «Сегодня не могу. У нас чествование...», «Давайте завтра, я должен встретиться с игроками...». И ничего ты тут не поделаешь. Такова публичная жизнь. Внимание Юрий Васильевич заслужил к себе давно. По футбольным меркам Вергейчик еще мог смело продолжать игровую карьеру, а он уже является обладателем целого комплекта медалей чемпионата и Кубка Беларуси — «золото» и три «бронзы» первенства, а также Кубок. Как вам наборчик? И это всего за 6 лет работы. Но пока вернемся к Моуринью...

— Как вы относитесь к тому, что в болельщицких кругах вас иногда называют Юрием Васильевичем Моуринью?

— Первый раз об этом слышу. Хотя не скрою, что приятно. Не могу сказать, что он мой кумир. Сейчас их вообще у меня нет. Нравится работа Венгера, Моуринью. А еще больше Эдуарда Васильевича Малофеева. Так, как он умеет настроить команду, подвести игроков к конкретному матчу, — дано не каждому. Это Специалист с большой буквы.

— И к тому же ваш соперник в будущем сезоне.

— От этого никуда не уйдешь. Это мы в жизни учитель и ученик. А на поле будем сражаться до последнего.

— Вы довольно молоды для тренера. Это помеха?

— Заметили сейчас тенденцию в нашем футболе? Команды достигают высших результатов под управлением молодых специалистов. Опыта нам где–то не хватает. Но все компенсируется огромным желанием работать.

— С «Шахтером» вы прошли довольно долгий путь, именно в Солигорске состоялось ваше становление как тренера? Какой год вы можете назвать самым удачным?

— Да все года более–менее для меня удачными получились. Кто–то скажет, что лучший год, безусловно, чемпионский, ведь отрыв составил 13 очков. А вот единственный год, 2003–й, когда мы остались без медалей, мне тоже много чем запомнился. В этом году мы разгромили — 9:0 — «Звезду». В еврокубках обыграли в гостях «Ома Таун» со счетом 7:1, что является рекордом для белорусских клубов на европейской арене. Тимофей Калачев стал лучшим в чемпионате Беларуси...

— Главная проблема, с которой вы когда–либо столкнулись в «Шахтере»?

— Каждый год мы уходим в отпуск, не имея контрактов с игроками. Кто–то старается найти себе новое пристанище, другие ждут возможности продлить контракт с нашей командой. Нет, к сожалению, у нас системы, позволяющей спокойно продлевать договоры. Мы живем копейка в копейку.

— Подтвердите или опровергните слухи о вашем уходе? Говорят, вы даже в «Гомель» собирались...

— Я никогда не покину «Шахтер» по собственному желанию. Меня и раньше приглашали в разные клубы. Но я очень дорожу отношениями с руководством «Беларуськалия», которое для меня и для команды очень многое сделало за пять лет нашего сотрудничества. Да и перед молодыми ребятками, которых я приглашал заниматься в детскую школу, несу ответственность.

— Что вы делали в Бельгии? Какие различия в плане организации футбольных дел сразу бросились в глаза?

— Стажировался в «Брюсселе». Там главный тренер — как командир в армии. Он отдал приказ — все выполняют. Вся работа с командой проходит с помощью компьютера. Еще понравилось, что каждый матч снимается минимум шестью камерами. Так спорный момент можно рассмотреть с любой точки и найти истину. Неплохо бы и у нас такую систему практиковать...

— Не каждый сможет найти деньги на 6 операторов.

— Работа группы операторов на один матч будет стоить приблизительно 100 долларов. Стоимость всех домашних матчей получится 1.500 долларов. Ну, может, больше. Это дорого? Клуб не сможет себе позволить такие растраты? Смешно прямо...

— В игроках часто ошибаетесь? Навскидку можно вспомнить несколько ваших явных проколов. Максим Ольховик, которого вы отправили из команды спустя неделю — за неуважение к тренеру и нарушение режима, и Павел Беганский. Почему вы не сработались?

— Это не ошибка, это характер. Ольховика мы вообще подписали за полчаса до закрытия трансферного окна. Все его хвалили как футболиста. А придя в команду, Ольховик показал себя не с лучшей стороны чисто по человеческим качествам. Беганский довольно нестабильный игрок. Он способен играть на очень высоком уровне, но использует потенциал на 20 процентов. А это издевательство над собой и над всей командой. Хотя Паша в этом сезоне все же сыграл неплохо. Думаю, он еще себя проявит. Осталось только пересмотреть свое отношение к футболу.

— Вы, вообще, конфликтный человек? Ссорились с игроками вы довольно часто. Два примера, приведенных выше, плюс Игорь Слесарчук, голкиперы Олег Беляков, Игорь Логвинов... Да и в тренерской среде у вас хватает недоброжелателей...

— Недоброжелатели, конечно, будут. Я — молодой преуспевающий тренер. Кто меня будет любить? Я футболистов делаю лучшими игроками, лучшими бомбардирами. Завистников у меня очень много. А конфликты с игроками случаются из–за отсутствия дисциплины. А мне в этом плане очень много дали мои учителя и армия. Есть золотые слова: «Порядок бьет класс». Открою секрет: меня руководство, когда приглашало в клуб, просило только о двух вещах — не проигрывать матчи дома и пресекать пьянки в команде. Слесарчук попался с нарушением режима. Так что после и разговоров никаких быть не могло.

— Вы самоуверенны? Можете, например, как тот же Моуринью, назвать себя «Мистер Особенный»?

— Если только по физиологии. При росте 187 сантиметров я вешу всего 67 килограммов. Не припомню футболиста с такими данными. Нет в Беларуси таких, да и не будет (смеется).

— А на рискованный поступок способны? Какой последний?

— Способен. Мои высказывания — это и есть рискованные поступки. Все помнят, как я разразился после матча с МТЗ–РИПО. Мне, конечно, это не сильно помогает в жизни. Но я такой человек, и с этим ничего не поделаешь.

— Как вы относитесь к расширению лиги до 16 команд?

— В спортивном плане это неправильно. Нет у нас такого количества квалифицированных игроков. Сегодня мы столкнулись с последствиями разрушения СССР. В те годы многие детские тренеры либо вообще уходили из футбола, либо каждую неделю ездили в Польшу на заработки. Я и сам поездил по рынкам, хотя являлся игроком минского «Динамо». Вот так годы мы и потеряли в развитии футбола. Должно пройти время, чтобы вновь имели хорошее молодое пополнение. Еще раз повторюсь: я против расширения. Может, лучше стоит оказывать помощь командам из первой лиги?

— Как вы оцениваете собственный тренерский потенциал?

— Собой я еще очень мало занимался. Мне судьба подарила шанс, я лишь за него ухватился ногами, руками, зубами. Я Малофееву по–хорошему завидую. Он в свои годы получил лицензию PRO. Не стоит на одном месте, постоянно куда–то ездит — то в Шотландию, то в Литву. Если доживу до его лет, то уж точно не захочу учиться.

— Пока идет межсезонье, вы можете переключиться на что–то другое и не думать о футболе? Если да, то о чем?

— Не могу. Я замечаю за собой, что могу начать говорить о чем–то другом, но незаметно переключаюсь на футбол. Супруга в такие моменты делает очень удивленное лицо. Еще бы. Я ее просто шокирую такими моментами. Да вы этот вопрос лучше бы задали моей супруге...

— Есть ли хобби?

— Дача. Я цветы развожу на участке. У меня около сотни тюльпанов. Люблю летом покопаться в земле, прополоть цветочки. Природу люблю. На рыбалочку скататься, за грибами сходить. Иногда охочусь. А в последнее время коллекционирую дипломы федерации футбола. Пока, правда, мало их у меня.

— Раньше модно было говорить о пятилетках. Каков пятилетний план Юрия Вергейчика, что вы себе наметили на этот срок?

— Мне, конечно, цифра «три» гораздо больше нравится, нежели «пятерка». Меня всегда «пятерки» обходили стороной, когда учился в школе (смеется). Подписывая соглашение с клубом на три года, я мечтал лишь об одном: достроить наконец–таки базу клуба. Это был бы большой успех в моей работе.

Фото Виталия ГИЛЯ, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter