Наш минимум даст фору их максимуму

Вы знаете, сколько было жен у Тутанхамона? Говорят, еще недавно школьники должны были знать это так же, как и способы размножения хламидомонады, климатические зоны Новой Гвинеи, стадии производства серной кислоты и отличительные признаки женской шишки сосны.
Вы знаете, сколько было жен у Тутанхамона? Говорят, еще недавно школьники должны были знать это так же, как и способы размножения хламидомонады, климатические зоны Новой Гвинеи, стадии производства серной кислоты и отличительные признаки женской шишки сосны. Есть обязательный минимум знаний, который ребенок должен усвоить в средней школе. Он детально прописан в образовательных стандартах, по которым из человека маленького выкраивают человека мыслящего.

Естественно, минимум предполагает определенный зазор, чтобы каждая школа могла усложнять стандартный набор знаний в зависимости от своего профиля. Можно представить, как боролись биологи и химики за то, чтобы гетеротрофные протисты и амфотерные гидроксиды вошли в минимум... Учителю, конечно, виднее, что нужно ученику. Но мне, наивному обывателю, сложно понять, зачем, к примеру, белорусскому школьнику знать, что на долю Южно-Африканской Республики приходится 25 процентов промышленного и 1/3 сельскохозяйственного производства всего Африканского континента. Интересно, знают ли об этом сами африканцы? Изучив 982 печатные страницы образовательного стандарта, с уверенностью могу заявить: господа, наш "минимум" даст фору любому западному "максимуму"!

Наш школьный курс чуть ли не вдвое насыщеннее формулами, понятиями и литературными героями, нежели западный. Удивляюсь только, почему никто не допускает такого понятия, как "лишние" знания? В 1968 учебном году на изучение физики отводилось 610 часов, сейчас - 432. Тем не менее уровень физического образования в стране продолжает оставаться достаточно высоким.

Причем школьный "минимум" - величина не постоянная. Новые знания появляются каждый день. Соответственно появляются и часы на их изучение. Тема школьных перегрузок уже давно набила оскомину. Мы покупаем новые вещи, но старые выкинуть всегда жаль. Спросите у биолога, можно ли отказаться от изучения в школе гетеротрофных протистов? И он убедит вас, что, наоборот, тему даже стоило бы расширить. В жизни все пригодится. И коль по статистике даже в самые умные детские головы укладывается в среднем лишь треть нынешней школьной программы, то чем больше дети будут учить, тем больше усвоят. Однако верно и другое: побеждает не тот, кто много знает, а тот, кто знает нужное. Быть может, это "нужное" как раз и есть смысл фиксировать в стандартах? Возможно, необходим не один стандарт, а как минимум два: то, что школа обязана дать каждому ученику, и то, что ученик обязан выдать на всяческих экзаменах, тестах, контрольных. Ведь задавая только один стандарт - для ученика, можно свести все преподавание к минимуму. Вопрос только в том, кто возьмет на себя роль независимого эксперта, который бы отделил зерна от плевел, обязательное для изучения от желательного?

Сейчас ученые и педагоги заново перекраивают стандарты общего образования, принятые 5 лет назад, для 12-летней школы. И опять ломают копья в спорах, что оставить, а от чего отказаться. "Были разногласия и по произведениям некоторых авторов в русской и белорусской литературе, долго не решались выкинуть из стандарта по химии различные технологии литья металла", - рассказывает заместитель директора по научной методической работе Национального института образования Олег Лисейчиков. В итоге общую нагрузку удалось снизить в начальных классах на 2 - 3 часа, в базовой школе на 4 - 6 часов и примерно на столько же - в старших классах. И если в 11-летке нагрузка, по подсчетам экспертов, была 66 - 68 часов в неделю с учетом домашних заданий, то в 12-летней школе ее сократили до 44 - 46. В предметном плане уравняли соотношение часов, отведенных для истории Всемирной и истории Беларуси. Правда, пришлось отказаться от описаний некоторых войн и перечисления всех жен Тутанхамона. На изучение точных наук теперь будет отводиться времени не меньше, чем на гуманитарные. Возможно, вы уже и не помните доказательство теоремы Пифагора, не решаете в быту квадратные уравнения и ни разу не воспользовались теоремой о внутренних углах треугольника. Но, по мнению Олега Лисейчикова, именно естественно-математические науки развивают логику, мобильность мышления, способность принимать решения в экстремальных ситуациях в жизни. На год больше школьники будут изучать биологию. Уроки иностранного языка начнутся со 2-го класса, а информатики с 6-го. То, что в половине школ стоят старые "корветы" да "немиги", разработчиков не смутило. Они смотрели далеко вперед с надеждой, что придет когда-нибудь время и современная техника доберется до самых отдаленных уголков страны.

В новых стандартах разработчики стараются изменить сам подход к процессу получения знаний. Хорошо известно, что самые крепкие знания - те, что добываются собственным трудом. Правда, для этого нужны хорошие библиотеки, современная литература, доступ в Интернет. И не только в городе Минске, но и в Чаусах, и в Калинковичах, и в деревне Зубелевичи, где тоже, между прочим, есть школа. Без этого новые стандарты будут напоминать перетасованную колоду карт. Вроде что-то и меняли, а что именно - не поймешь.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?