Наш Михалос

Ученики с благодарностью вспоминают архитектора Барща

Ученики по сей день с благодарностью вспоминают архитектора Барща

Михаил Осипович БАРЩ из когорты московских и ленинградских архитекторов, которые помогали минчанам восстанавливать после войны столицу. В современной Беларуси это малоизвестная фамилия. Но его проекты — дом с башней на углу проспекта Независимости и улицы Козлова, комплекс домов между Свислочью и площадью Победы, арка главного входа на стадион «Динамо» в Минске (на снимках) и другие — известны всем.

Родился Михаил Барщ 29 января 1904 года в Москве. В пятнадцать лет поступил на архитектурный факультет Высших художественно-технических мастерских, учился у Ивана Васильевича Рыльского, который великолепно знал древнюю русскую архитектуру, был автором ряда реставрационных работ, выдающимся конструктором. Его помощник Сергей Александрович Торопов возил студентов по старинным подмосковным усадьбам, у них была возможность самим понять и почувствовать красоту и глубину этой архитектуры. Барщ с интересом изучал древние храмы, ампирные усадьбы, старую живопись в музеях.

Первыми работами молодого архитектора были проекты жилых домов, школ в различных городах, зданий планетария и крематория (совместно с М. Синявским и Г. Зундблатом) в Москве. Что-то из этого было воплощено в жизнь, что-то так и осталось на бумаге.

С 1934 года он работал в мастерской архитектора И.В. Жолтовского, чуть позже начал преподавать в Московском архитектурном институте.

В годы Великой Отечественной войны студенты и преподаватели института были эвакуированы в Среднюю Азию, занятия проходили на базе Ташкентского строительного института. Барщ был одним из руководителей учебного проектирования.

В 1948 году некоторых деятелей науки и искусства объявили в антисемитском угаре «космополитами». Барща уволили из института. Но он недолго оставался без работы. Профессор Михаил Парусников, который был магистральным архитектором в Минске, и начальник управления по делам архитектуры при Совете Министров БССР Михаил Осмоловский предложили ему работу в Беларуси.

Как вспоминал Михаил Осипович, «город выглядел ужасно, центр — сплошные руины из кирпича и щебня. Из-под куч битого кирпича и щебня кое-где торчат трубы времянок, из которых идет дым. Вновь выстроенные дома и некоторые сохранившиеся странно выделяются на фоне общего разрушения».

Московского архитектора назначили руководителем одной из проектных мастерских института «Белгоспроект». Он пригласил в Минск своих студентов-дипломников Аранаускасов, Немчинову, Ладыгину. Все были воодушевлены возможностью создавать новые городские ансамбли, жилые дома с комфортными квартирами. Именно этот коллектив во главе с Михаилом Осиповичем в начале 60-х спроектировал несколько зданий, украсивших центр столицы. Кстати, в 1968 году Барщ вместе с коллегами за архитектуру Ленинского проспекта Минска был удостоен Государственной премии БССР.

В 1950-е годы М.О. Барщ работает в мастерской «Гипрогора». Он участвует в архитектурных конкурсах на проект Дворца Советов на Ленинских горах, создает вместе со скульптором А. Файдыш-Крандиевским и соавтором А. Колчиным памятники: героям Гражданской войны — в Хабаровске, ученому К. Циолковскому — в Калуге, Победы — на озере Хасан, советским воинам и партизанам — в Брянске.

Не обошел стороной архитектор и космическую тему. Зодчий создает конкурсный проект обелиска покорителям неба. Памятник «В ознаменование выдающихся достижений советского народа в освоении космического пространства» открыт в Москве 4 октября 1964 года. Еще один подобный монумент воздвигнут в Женеве в Парке наций в 1971 году.

Михаил Осипович Барщ умер 8 ноября 1976 года. О зодчем напоминают минские улицы и дома. Его творчество изучают будущие архитекторы. Его хорошо помнят люди, с которыми он работал.

---------------------------------------

И это все о нем

Мордух ЛИВШИЦ, заслуженный архитектор БССР:

— Барщ был невысокого роста, подтянут, с совершенно седой головой, серо-голубыми глазами и всегда как-то по-доброму улыбающимся. Я никогда не слышал от него грубоватых и обидных слов. Из всех людей, с которыми мне приходилось встречаться, это был, пожалуй самый воспитанный и приятный в общении человек.

Любовь УСОВА, архитектор:

— Я училась у Михаила Осиповича, он был руководителем моей дипломной работы. В нашей группе это был наш бог, наш кумир. Это был наш Михалос. Сколько соли пришлось нам вместе съесть. Барщ считал себя учеником архитектора И.В. Жолтовского. Он старался ему подражать. Он всегда говорил: «А как бы сделал Иван Владиславович, как бы он подумал?».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter