"Наш хлеб знают и любят уже и в России"

Как в наше время средненькому, не хватающему звезд с неба предприятию стать экономически состоятельным и работать стабильно и прибыльно? Вопрос отнюдь не риторический. Над ним ломают головы едва ли не все руководители вверенных им промышленных коллективов. И только там, где трудится коллектив единомышленников, возглавляемый думающим по-современному, знающим цену труду, рублю и выпускаемой продукции директором, уверенно шагают по жизни.

На Жлобинском хлебозаводе хорошие времена начались почти три года назад, когда в директорский кабинет пришел Виктор Белькович. Твердую руку хозяйственника почувствовали сразу. Неброская на первый взгляд манера поведения, но сколько уверенности в себе. А какой характер! Сказал — сделал. Пришел с толковым предложением — нет вопросов, будет принято.
Поначалу народ и не понял толком, чего это новый шеф по заводу ходит да внимательно все рассматривает и расспрашивает. Теперь всем ясно: человек хотя и пришел из другой производственной сферы, но технологию знал. Здесь же смотрел, кто чего стоит. Уж такая у него заведенка, выраженная в простеньком, на первый взгляд, лозунге: “Дисциплина и порядок — залог успеха!”
Первыми на себе ощутили требовательность Виктора Федоровича, скажем так, недобросовестные работники, для которых подход “пройдет и так” был трудовой нормой. А директор долго не уговаривал. Не понимаешь, как надо работать — ищи другое “хлебное” место. Сегодня “шаляй-валяй” на заводе не проходит. Кто не хотел работать по новым требованиям — уже далече. Остальные приняли правила игры по-новому, то бишь работы в новых условиях.
Теперь Виктор Федорович в цехах бывает немного реже. Но если появляется, знай: или что-то не так, или что-то новенькое задумано.
В первые дни “постанывали” работники буквально всех служб, особенно сбыта и снабжения. Белькович оказался на редкость проницательным директором. Лично изучил ситуацию с реализацией продукции своего хлебозавода в Жлобине и Жлобинском районе. И увиденному немало удивился. Довольно неожиданным оказался тот факт, что в городе и в деревнях полным-полно хлебобулочной продукции, произведенной на других заводах — в Гомеле, Минске, Рогачеве.
— Это хорошо, что соседи нам помогают, — сказал тогда он на одном из совещаний. — Но так быть не должно. Имеем такое же свое производство, а жители района покупают хлеб у заезжих продавцов.
Понятно, что в одночасье переломить ситуацию было крайне сложно. Тех же минчан в конкурентной борьбе обойти было сложно. На столичных хлебозаводах объемы производства вон какие, там сплошь автоматы. Естественно, что и продукция их подешевле.
Вспомнил тогда поговорку: волков бояться — в лес не ходить. Мол, с конкурентами надо сражаться напористо и жестко, делом, читай продукцией, доказывать, что ты лучше, что у тебя все виды изделий вкуснее и качественнее.
Перво-наперво ввел правило: теснить коллег надо похожим ассортиментом. Ведь больших усилий не понадобится, чтобы выпечь хлеб и кондитерское изделие, похожее на продаваемое со стороны. Не скопировать, а выпустить свое.
Конечно, расширить ассортимент и улучшить качество продукции — дело не сиюминутное. Нужно соответствующее оборудование, новые технологии. Да и старые при четком их соблюдении дают добрый эффект.
Например, работают на хлебозаводе на густых заквасках. “Белтехнохлеб” готовит для этого специальные культуры. Придерживаются в Жлобине железного правила: закваски обновляют как минимум два раза в год. Данное требование позволяет сохранять хорошие вкусовые качества хлеба, он дольше остается свежим. Чем лучше закваска, тем лучше в хлебе накапливается сахар, что тоже немаловажно.
В последнее время поняли: для того чтобы улучшить качество хлеба, необходимо переходить на жидкие закваски. У густых микрофлора немножко не та — продукция быстрее черствеет. Для внедрения нововведения понадобилось время и большой объем работы.
В жидких заквасках 72—74 процента влаги. При них лучше идет кислотонакопление. А это и аромат, и вкус хлеба.
За счет жидкой фазы идет частичное заваривание муки. Берется 10 процентов ржаной сеяной муки и заливается водой 90—95 градусов. 15—20 минут заваривается и оставляется на 2 часа. Сделанный из такого теста хлеб не так быстро черствеет. Для такой технологии применяются специальные заварочные машины.
В ообще на заводе техни-ческому перевооружению придается едва ли не первостепенное значение. Когда Виктор Федорович заступил на должность, была проблема с булочными изделиями. Выпекали их в люлечной печке. Ее еще называют тупиковой. Смысл ее работы в том, что и садишь, и снимаешь продукцию с одной стороны. Медленно и неудобно. О приобретении тоннельной печки, более производительной, даже не задумывались. Нашли деньги, купили. После установки намного выросли объемы производства булочных изделий, лучше стала выпечка.
Директор дал добро на приобретение вакуумного делителя теста. Раньше оно нагнеталось в форму поршнем, сдавливалось. Батоны получались как бы расплывчатыми. А новая установка подает тесто воздухом. Механической его обработки уже нет. Батоны стали более объемными. Да и на количественных показателях выпуска это сказалось положительно. Теперь жлобинские батоны идут нарасхват. А многочисленные гости города, попробовав их, тоже нахваливают.
Не так давно купили в цех тестосмесительную машину интенсивного замеса. Она двухскоростная. На медленном ходу все смешивается, а при более быстрых оборотах убирается образованная углекислота. Это тоже дает качественный эффект.
На заводе производят довольно много новых сортов продукции. Уже сегодня здесь выпускают 16 видов хлеба и 27 — хлебобулочных изделий.
Интересен процесс освоения новой продукцией рынка сбыта. Например, известного покупателям батона “Подмосковный” выпускается пять с половиной тысяч штук в сутки. И он расходится. А вот нового хлеба “Бельчанский заварной” выдают только 41 булку. Пусть люди попробуют, присмотрятся. А там, глядишь, появится постоянный покупатель.
Той же булки диабетической “Янтарик” сходит с конвейера 63 штуки. Но это своеобразный продукт, предназначенный для определенной категории граждан.
Последняя новинка из хлебного ряда — “Добыснянский”. Название он получил от местной речушки. Так вот, такого продукта выпускается в сутки всего 13—14 булок. Опять же, чтобы покупатель привыкал. А в том, что этот хлеб будет популярен, никто на заводе не сомневается.
Рынки сбыта жлобинцы завоевывают не только крупными партиями товаров большого размера. Много выпекается так называемой “мелкоштучки” — весом от 50 до 75 граммов. Раньше такие булочки хорошо по школам расходились. Сейчас же в учебных заведениях вырос спрос на пирожные, мучные сладости. На заводе быстро сориентировались и уже выпускают более 50 наименований кондитерских изделий.
— Для внедрения в производство новинок, а потом и их реализации, — считает Виктор Федорович, — простор неограниченный. Кто бы мог подумать, что популярностью станут пользоваться сухари “Малютка”? Они выпускаются в упаковке, меньшей по размеру. Или еще интереснее. Совсем недавно в Жлобине большой спрос был на всем известные “Кириешки”. Завозные, между прочим. А мы придумали свой новый вид сухариков “Леватера”. Делаем их из черной ржаной муки и посыпаем луко-перечной приправой. К пиву хорошо идут. О том, что это так, говорит хотя бы такой факт: потребность “Леватеры” выросла до 120 килограммов в сутки.
В последнее время все большей популярностью пользуется продукция в целлофановой упаковке и уже нарезанная. Люди увидели в этом свою выгоду. Особенно хорошо расходится хлеб тостовый белый нарезанный в упаковке весом 250 граммов. Нравится мамам, очень удобно и быстро делать бутерброды. Да и аромат у него своеобразный, привлекательный.
Раз уж речь зашла о сбыте продукции, расскажем о том, как жлобинские хлебопеки завоевывают рынок. О том, что завод берет качеством, мы уже говорили.
Виктор Федорович поставил задачу перед коллективом и по-другому: “Если гомельчане едут к нам в Жлобин, — сказал он, — то почему мы не можем поехать в Гомель?”
Попробовали. Вполне неплохо получилось. Пошли дальше. Пробили дорожку и на Минск, в магазин “Юбилейный”. Как говорится, начало положено.
Хорошо развивается сотрудничество и с близлежащими районами. В Чечерске ниша свободная. В Буда-Кошелеве некоторые хлеба идут на ура.
Но особая гордость коллектива, что их продукция пришлась по вкусу в России — в Брянской и Смоленской областях. Причем охотно раскупают почти весь ассортиментный ряд. Значит, есть перспективы развития. Ведь заводские мощности загружены только на 45 процентов. И это при том, что не так давно открыт цех “мелкоштучки”, куда приняли на работу 13 человек. Стал выдавать продукцию сухарный цех — еще 8 человек.
— Дальнейшие успехи связываю с новыми технологиями, новыми видами продукции и повышением культуры продаж, — говорит Виктор Федорович. — Надо упаковывать и нарезать почти 100 процентов продукции. Без упаковки хлеб возим только в столовые и больницы. Не нарезается и сдоба, что понятно само по себе. Я уверен: если в Жлобин подать хотя бы 50 процентов ненарезанного хлеба, его не будут брать, да еще и жалобами закидают.
И что это было бы за предприятие, что это был бы за директор, если бы за ним не стоял сплоченный коллектив.
Сегодня хлебозавод немыслим без главного инженера Григория Климова, проработавшего здесь более 30 лет. Щепетилен в работе, знает технологии, технику. Сейчас внедряет новое зарубежное оборудование, после запуска которого улучшатся качественные показатели ржаных хлебов.
Говорят, лаборатория — сердце хлебозавода. Да, собственно, так оно и есть. А если в ней такой начальник, как Любовь Гончарова, то и подавно. Лидер по натуре, новатор по подходу.
Под стать ей и инженер-химик Мария Козлова, и начальник производства Людмила Ляхова.
А разве нельзя не гордиться тестоводом Татьяной Кирьяновой, пекарями Алексеем Федьковым и Тамарой Андреевой?! Роль Татьяны Плесской тоже нельзя недооценить. Даже наоборот. Она вместе с директором точно знает, где находятся деньги завода.
И все же еще раз надо вернуться к личности директора. Когда Виктор Белькович пришел на завод, его наповал сразила огромная лужа при въезде на территорию. Да и неухоженность двора тоже. Сейчас это совсем другой двор. Особенно летом. На месте лужи — клумба с 80 розами, недалеко фонтан. Все сделали рабочие своими руками. И очень довольны, что сделали. Культура на производстве должна быть во всем. И это еще одна аксиома Бельковича.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter