Ил-2 был запущен в серийное производство в апреле 1941-го. К 22 июня на вооружении у советских войск был всего 91 такой самолет. Но уже в 1945 году количество сошедших с конвейера машин перевалило за 36 тысяч. Ил-2 до сих пор остается самым массовым боевым самолетом в истории авиации.
Броня крепка
В период Великой Отечественной войны советские летчики прославились и мужеством, и мастерством. Они уничтожали противника на земле, на море, в воздухе, вели разведку, оказывали помощь партизанам. Отличились в тяжелое для всей страны время и бомбардировщики, и истребители, и штурмовики.Подчеркну: только Красная армия тогда имела мощную штурмовую авиацию. И основа ее — Ил-2.
Чем же он был хорош? Об этом писал создатель Сергей Ильюшин: «…Казалось, кого не прельстит поставить защитный слой стали потолще да пушку помощнее? Но такой самолет не полетит... К решению этой проблемы наше бюро подошло с новой концепцией: заставить броню работать в каркасе самолета, сделать ее рабочим телом. До сих пор конструкторы надевали броню на каркас с целью защиты. А тут был спроектирован бронекорпус, заключавший в себе все жизненно важные части боевой машины — мотор, кабину экипажа, системы двигателя…» За это самолет летающим танком и прозвали.
У Ил-2 было все необходимое, чтобы действовать прямо над полем боя: надежность бронекорпуса, маневренность, хорошая скорость до 405 км в час. Кроме того, имелся большой арсенал вооружения. Сегодня его можно увидеть в третьем зале музея истории Великой Отечественной войны: пулеметы, пушки, бомбы с реактивными снарядами. Применение им находили в воздушных боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной. Но небо над Беларусью сыграло особую роль в истории самолета.
Боевое крещение Ил-2 получили 27 июня 1941 года на Западном фронте. В тот день пятерка бронированных Илов 4-го штурмового авиаполка в 19:40 нанесла бомбоштурмовой удар по колонне вражеских танков и мотопехоты на Слуцком шоссе в районе Бобруйска на рубеже реки Березины.
Герои неба
Слава пришла к Ил-2 не сама по себе, а благодаря умелым летчикам. 860 штурмовиков, управлявших им, получили звание Героя Советского Союза. 27 из них — дважды Герои Советского Союза.Их преданность своей стране выражалась в конкретных поступках, делах, подвигах, память о которых свято хранится. У советских летчиков был неписаный закон: «Сам погибай, а товарища выручай».
31 января 1944 года уроженец Быховского района Могилевской области гвардии младший лейтенант Георгий Надтачеев участвовал в бомбардировочно-штурмовом ударе по аэродрому, где находилось до 70 самолетов противника. Во время пикирования над целью Ил-2 его командира был подбит прямым попаданием снаряда — гвардии младший лейтенант Протчев вынужденно приземлился на территории врага. Надтачеев пушечно-пулеметным огнем с воздуха рассеял гитлеровцев, бежавших к Ил-2, а затем ловко забрал на свой самолет летчика Протчева и воздушного стрелка Принцева. Два экипажа благополучно вернулись с боевого задания, а за спасение командира Надтачееву было присвоено звание Героя Советского Союза.
Отдельная тема — огненные и воздушные тараны, на которые сотни раз решались советские штурмовики во время войны.
Летом 1944-го в ходе операции «Багратион» только летчиками 1-й гвардейской штурмовой бригады было совершено несколько наземных таранов: 5 июля свой подбитый самолет в скопление противника направляют гвардии лейтенант Березин и гвардии лейтенант Киреев, 6 июля — гвардии старший лейтенант Окрестин, 10 августа — гвардии майор Герасимов.
В Минске и Лиде есть улицы, названные в честь дважды Героя Советского Союза Леонида Беды. Это был бесстрашный летчик, на счету которого 214 боевых вылетов на Ил-2. 21 октября 1943 года группа, куда он входил, встретилась в небе с девяткой немецких бомбардировщиков.
«…Мы вступили в бой, он длился 17 минут. Нам удалось сбить пять Ю-87 и три подбить. На свой аэродром вернулись без потерь», — потом коротко описывал свой подвиг 23-летний Леонид.
Татьяна Тройнель, ведущий научный сотрудник музея истории Великой Отечественной войны
В ТЕМУ
Среди штурмовиков были и девушки. Одна из них — Тамара Константинова. К моменту начала Великой Отечественной работала летчиком-инструктором в Калининском аэроклубе, но вскоре узнала о смерти мужа на фронте. Тут же решила: «Иду воевать!»
Сначала Константинова возила боеприпасы на грузовой машине, потом летала на По-2. С марта 1944-го на Ил-2 участвовала в боях на Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах. Вместе с товарищами хрупкая красавица летом 1944-го освобождала оккупированную территорию БССР, а уже через год Тамаре Константиновой присвоили звание Героя Советского Союза.
РАДИ МИРА
Республиканская акция «Беларусь помнит» уже который год напоминает подрастающим поколениям о том, за что сражались наши предки в годы Великой Отечественной войны.
Минуты молчания и возложения цветов, патриотические автопробеги и теплые встречи с ветеранами, праздничные концерты и театрализованные представления, спортивные соревнования, выставки и флешмобы планируются во всех без исключения регионах… Республиканская акция «Беларусь помнит» — событие для страны знаковое.
Старт мероприятиям уже дан. На днях на Минщине была объявлена акция «30 дней до Победы», в рамках которой более 100 водителей отправились в автопробег из столицы к урочищу Благовщина в Тростенце и мемориальному комплексу «Хатынь».
— Мы будем вспоминать героев Великой Отечественной войны, посещать знаковые места. Будем говорить об этом не только сейчас, но и всегда. Мы не должны скрывать историю, а наоборот — доводить до наших детей. Ведь наши граждане часто сталкиваются с тем, что нам навязывают то, чего не было, пытаются переписать нашу историю. Но мы не позволим этого сделать, — поделилась начальник главного управления идеологической работы и по делам молодежи Мингорисполкома Ольга Чемоданова.
Анна КУРАК