Наш "Голливуд" находится в Москве

Создание фильмов - не только искусство.
Создание фильмов - не только искусство. Это еще и бизнес, причем развивающийся стремительно. И если игнорировать его законы, заниматься этим искусством с каждым годом будет все проблематичнее. Деваться тут некуда... С появлением компании "БелПартнер ТВ" продюсерское кино, созданное по всем правилам мирового кинобизнеса, стало частью уже и белорусской реальности. Отпочковавшись от такого мощного киноконцерна, как "Централ Партнершип", "БелПартнер ТВ" заявила о себе серьезным кинопоказом, организуя в Минске премьеры-презентации нашумевших фильмов ("Догвилль", "Страсти Христовы"). А вскоре занялась и собственным кинопроизводством, выпустив на телеэкраны четырехсерийную картину Вячеслава Никифорова "На безымянной высоте" (кстати, в самое ближайшее время ее покажет телеканал НТВ, сейчас интерес к этому фильму огромный не только в России, но и за рубежом). Предполагается, что новый проект - сериал Алексея Мурадова "Человек войны" будет не менее востребованным.

О настоящем и будущем отечественного продюсерского кино мы беседуем с генеральным директором "БелПартнер ТВ" Глебом Шприговым.

- Знаете, Глеб Валерьевич, рано или поздно все разговоры о современном белорусском кино сводятся к тому, что больше всего здесь не хватает грамотного продюсера. Проблема, наконец, решена?

- Думаю, в определенной степени... Но только в определенной - хороших продюсеров мало везде, в том числе и в Москве. С другой стороны, продюсеры появляются там, где есть рынок. В Беларуси он пока не развит. Но все меняется, причем очень быстро. К примеру, до сих пор российские продюсеры ориентировались только на внутренний кинорынок, но, как вы знаете, недавно компания "20th Century Fox" заключила с Первым каналом довольно выгодный контракт на мировой прокат "Ночного дозора". В декабре должен выйти на экраны "Статский советник" с Михалковым, Меньшиковым, другими знаменитыми актерами - этот фильм изначально рассчитан на мировой показ. Рынок, связанный с кино, последние несколько лет развивается в геометрической прогрессии, в том числе и у нас. Образно говоря, наш "Голливуд" сейчас находится в Москве и Питере. Это питерская фирма "СТВ" (фильмы "Брат", "Олигарх", многочисленные "Особенности" - охоты, рыбалки). В свое время туда пришла целая плеяда молодых режиссеров - Рогожкин, Балабанов, Лунгин... В Москве сильные продюсерские центры возникли вокруг телеканалов. Скажем, при РТР действует "Рекун-фильм", с которым сотрудничает Астрахан, до недавнего времени там работал Юрий Мороз, режиссер "Каменской". Кроме этого, существует независимая студия Досталей (телефильм "Штрафбат") и, безусловно, "Централ Партнершип", у которого в запуске сейчас 16 проектов. Это и наш совместный проект "Человек войны", и "Доктор Живаго" Прошкина, уже приступили к съемкам "Мастера и Маргариты", новой версии "Золотого теленка". В планах - "Герой нашего времени", "Братья Карамазовы"...

- И далее по школьной программе...

- Тодоровский на примере "Идиота" показал, что по классике можно делать хорошее, зрелищное кино. Для школьных хрестоматий отбирали ведь достойные произведения. Но я хочу сказать о другом. В зависимости кинокомпаний, созданных при телеканалах, есть свой плюс: какого бы качества кино они ни сняли, этот фильм все равно покажут по телевизору.

Но у таких фирм, как "СТВ" или "Централ Партнершип" (и, конечно же, у нашей компании), нет права сделать фильм, который не понравится зрителю. Иначе риск разориться возрастает многократно. Поэтому изначально отсеиваются слабые сценарии, приглашаются лучшие режиссеры, актеры...

- То есть теперь актеров выбирает не режиссер, а продюсер?

- Миф о том, что продюсер - царь и бог, остался в 90-х годах. Мы можем диктовать свои условия лишь до определенной степени - особенно если приглашается режиссер с именем, дорожащий своей репутацией.

Но продюсеры все же настаивают на участии в своих проектах так называемых медийных актеров. "Медийность" определяется тем, как часто актер появляется на телеэкране. Причем популярность, наработанная годами, на этот показатель не влияет. К примеру, Калягин - отличный актер, но он не мелькает по ТВ так часто, как Безруков или, скажем, Балуев. Поэтому едва ли может претендовать на большие гонорары за свое участие в сериалах.

- Выходит, что белорусским актерам изначально не стоит рассчитывать на пристойный доход от телепроектов?

- Отчего же? Медийных актеров и в России не так и много. А у нас есть Анатолий Кот, Анжела Кораблева - их гонорары вполне сравнимы с гонорарами их российских коллег. Но любой актер сейчас в первую очередь смотрит на проект. Даже в Голливуде. Какая бы ставка ни была у Николь Кидман, она наверняка с большим удовольствием согласилась бы сняться у Триера за условное вознаграждение. То же самое и здесь.

- Как я поняла, ваши новые проекты - из разряда тех, что репутацию актерам не испортят?

- Сейчас, как вы знаете, у нас работает Алексей Мурадов. С моей точки зрения, он сейчас входит в тройку самых сильных молодых режиссеров России - вместе со Звягинцевым и Сидоровым. Кстати, мы договорились с Минским кинопрокатом о показе двух его фильмов в кинотеатре "Победа" - это "Змей" и "Вся правда о щелпах", в 20-х числах сентября можно будет не только посмотреть эти картины, но и познакомиться с творческой группой... Одновременно со съемками "Человека войны" вместе с Николаем Чергинцом, белорусским автором очень любопытных детективов, мы работаем над сценарием нового восьмисерийного фильма (съемки начнутся уже в следующем году). Это будет детективная драма о судьбе человека, сильно покореженного жизнью, но отнюдь не отрицательного. Помните, у Чергинца был такой герой - майор Ветров? Теперь действует его сын. События будут происходить везде - от Ближнего Востока до Беларуси, будет затронута и антитеррористическая тема. Хочется показать психологию людей... Этот проект представляется нам очень мощным, интересным и ничуть не хуже популярного сериала "Бригада".

- А режиссер уже определен?

- Пока ведем переговоры. Но планируется, что режиссер будет наш, белорусский.

- На каком телеканале состоится премьера?

- Это будет независимый проект. Хотя к нему проявили интерес большие российские телеканалы, но дело в том, что к этой работе мы хотим подключить Белорусское телевидение. С Первым национальным уже проведены предварительные переговоры. Возможно, будем привлекать к сотрудничеству российских продюсеров, но все равно это будет белорусский проект. Наша компания стремится доказать, что в Беларуси можно снимать хорошее, востребованное кино. Например, фильм "На безымянной высоте" прошел по российскому телевидению с аудиторией 52,3 процента. Это была высшая строчка! "Евровидение" на тот момент могло похвастаться только 50 процентами, а самые крутые сериалы едва добирались до 43... Сейчас с этим фильмом нас пригласили на Международный кинофестиваль стран СНГ и Балтии "Новое кино ХХI века" - мы будем участвовать в конкурсной программе. А буквально на днях "На безымянной высоте" стал одним из трех финалистов "ТЭФИ-2004" в номинации "Телевизионные художественные фильмы, мини-сериалы"...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter